23 декабря отмечается День дальней авиации ВВС России. Этот праздник был учрежден в 1999 году приказом главкома ВВС РФ. За дату отсчета принято 23 (новый стиль) декабря 1914 года. Именно тогда император Николай II утвердил "Положение об организации эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец". Самые большие и тяжелые самолеты своего времени, спроектированные Игорем Сикорским, почти сразу стали использоваться в качестве бомбардировщиков на фронтах Первой мировой войны. Всего за годы той войны русская бомбардировочная эскадра, дислоцировавшаяся недалеко от Винницы, выполнила около 400 боевых вылетов.
Первый же отечественный самолет, названный "Россия-А", поднялся в воздух 15 августа 1910 года с аэродрома в Гатчине и совершил полет продолжительностью 15 минут. Так что в уходящем году мы имели полное право отмечать столетие со дня рождения Воздушного флота России.
Несмотря на то, что в 1930-х годах в СССР строились очень большие самолеты и советские летчики совершали рекордные полеты через Северный полюс в США, дальняя бомбардировочная авиация серьезного развития не получила. Тому были и объективные и субъективные причины. В конце Второй мировой войны наши бомбардировщики практически во всем уступали тем машинам, которые выпускались в США. Однако уже в пятидесятые годы ХХ века был совершен просто революционный рывок.
В СССР впервые в мире появился стратегический сверхзвуковой бомбардировщик М-50. Спроектировал его выдающийся конструктор Владимир Михайлович Мясищев. Самолет мог нести до тридцати тонн боевой нагрузки и летать со скоростью до 2000 км/час. Ничего более грандиозного в мире так и не создали.
Прорабатывались у нас даже стратегические бомбардировщики с ядерными силовыми установками. А также стратегические амфибии. Они могли нести ядерное ракетно-бомбовое вооружение и дозаправляться в океане со специальных подводных лодок.
Полет конструкторской мысли прервали реформы Хрущева. Генсек решил, что ни самолеты, ни танки, ни пушки, ни крейсера нам не нужны - обойдемся ракетами. Все прорывные проекты закрыли, а технологическую документацию просто уничтожили. В последующем были сделаны попытки воссоздать авиационно-стратегическую мощь ВВС СССР, но особых прорывов уже не было.
Долгое время основным дальним бомбардировщиком у нас был Ту-16. Затем появился мощный Ту-95 - военный аналог гражданского Ту-114. Эта машина, известная также под натовским именем "Медведь", находится на вооружении Дальней авиации более пятидесяти лет.
В свое время немало шума наделали бомбардировщики Ту-22М3, которые почему-то очень сильно испугали западных военных экспертов. Однако эти машины не могут считаться по-настоящему стратегическими, так как имеют все-таки ограниченную дальность полета.
Одним из лучших стратегических бомбардировщиков второй половины ХХ века стал Ту-160. Его также начинал проектировать Владимир Мясищев, но в итоге тему отдали в КБ, которое возглавлял Андрей Туполев. В НАТО новому советскому стратегическому ракетоносцу присвоили имя "Blackjack" - "Черный Джек". Однако наш очень грозный самолет смотрелся настолько изящно, что сами летчики за глаза прозвали его "Белый лебедь". Сейчас каждый Ту-160 имеет свое имя собственное.
В 1991 года ВВС СССР насчитывали 211 авиационных полков и более 14 тысяч самолетов, включая 7 тысяч боевых. Общая численность стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев составляла 157 самолетов. После распада СССР практически вся Дальняя авиация перешла к России. Часть стратегических бомбардировщиков осталась на Украине. С течением времени одиннадцать Ту-160 были уничтожены, а восемь переданы России в качестве погашения долгов за поставки газа.
В настоящий момент в составе Дальней авиации насчитывается не менее 16 стратегических бомбардировщиков Ту-160, 68 Ту-95МС (4 из них учебные) и до 120 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 (включая несколько учебных и переделанных в разведчики). Кроме того, еще до 90 самолетов Ту-22М2 и Ту-22М3 находятся на хранении, а 4 Ту-160 и 7 Ту-95МС используются для испытательных целей. Основным оружием Ту-95МС и Ту-160 являются ядерные стратегические крылатые ракеты Х-55. Цифры эти плавающие, так как какие-то самолеты выводятся из строя для проведения ремонтно-восстановительных или модернизационных работ, какие-то, наоборот, в строй возвращаются.
Модернизации, кстати сказать, уделяется очень большое внимание. В частности, стратегическим Ту-160 придаются возможности использования неядерных средств поражения - как высокоточных, так и обычных бомб.
На вооружение принята неядерная крылатая ракета Х-555 (изготавливается из имеющихся в наличии ракет Х-55), завершаются испытания крылатых ракет нового поколения Х-101 и Х-102. Ведутся научно-исследовательские работы по созданию нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА - перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Его появление возможно в наступающем десятилетии. Хотя более реальное время - после 2025 года.
Новая организационно-штатная структура Дальней авиации это - четыре авиационные базы первого разряда, 43-й Центр боевого применения и переучивания летного состава, авиационные полигоны, комендатуры и подразделения обеспечения. Дальняя авиация - одна из составных частей сил ядерного сдерживания. По заявлениям командования, уровень подготовки экипажей стратегических самолетов остается на самом высоком уровне, а зоны их воздушного патрулирования простираются далеко за пределы России.