Левитин: систему Московского авиаузла организуют по-новому

В следующем году планируется по-новому организовать систему воздушного движения через Московский авиационный узел. Здесь возможны два варианта, сообщил министр транспорта Игорь Левитин на встрече с журналистами.

Первый - создать единую управляющую компанию без участия в собственности аэропортов Домодедово, Внуково и Шереметьево. Второй - в управляющую компанию по организации воздушного движения вольются активы всех трех аэропортов. Однако, по мнению министра, первый вариант, когда сохраняются три хозяйствующих субъекта, все-таки лучше. И это доказал произошедший из-за непогоды авиаколлапс, начавшийся в прошлые выходные. Из одного аэропорта в другой направлялись рейсы и реагенты от обледенения. А если бы административно был один аэропорт, то ситуация сложилась бы намного хуже, констатировал министр.

Что касается продажи столичным правительством авиакомпании "Москва", то уже ведутся переговоры с возможным покупателем. Но на январь билеты уже проданы. Так что региональным властям придется финансировать свою авиакомпанию, если в начале года не решится вопрос ее перехода к другому собственнику.

Глава минтранса также пообещал, что вместе с Федеральной антимонопольной службой министерство будет работать над снижением в России стоимости авиабилетов. По его словам, сейчас 20 процентов в цене билета составляют аэропортовые сборы, 30 процентов - топливо, 5 процентов закладывается на оплату аэронавигационного обеспечения, и только 30 процентов приходится на рыночные отношения между авиакомпаниями.

Аэропорты уже начали передавать топливно-заправочные комплексы из своего подчинения другим компаниям, что сыграло на понижение стоимости авиакеросина. Зато аэропортовые сборы за последние три года выросли с 17 до 30 процентов. Левитин считает необходимым разработать методику, которая бы позволила рассчитать реальный тариф для обслуживания авиакомпаний. Так как 5 процентов для аэронавигационного обеспечения, по его мнению, довольно высокая нагрузка на пассажиров, тем более что аэронавигация получает поддержку из бюджета.

А вот с европейскими авиакомпаниями, по словам министра, пока наши перевозчики конкурировать не могут, поэтому и речи не может быть об "открытии неба" и отмене назначенных перевозчиков. Одна европейская крупная авиакомпания имеет в парке столько судов, сколько все российские вместе взятые, пояснил министр. Впрочем, ФАС все-таки настаивает на проработке этого вопроса. "Но должны поддерживать наших перевозчиков даже после вступления во Всемирную торговую организацию", - сказал Левитин. Но вполне возможно, что можно будет открыть рынок в небе СНГ. Но здесь тоже есть проблема. В странах Содружества авиакомпании менее сильные, чем в России, и там невыгодно принимать наших перевозчиков без ограничений. В любом случае министр предлагает обкатать механизм "открытого неба" в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Затронул Игорь Левитин и вопрос формирования дорожного фонда. Уже в начале следующего года туда поступят 255 миллиардов рублей на строительство дорог. Сборы от акцизов на бензин, по его прогнозам, начнут поступать со второй половины следующего года. Фонд позволит заключать строительные контракты сразу на десять лет.