Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 декабря 2010 г.
Регистрационный N 19413
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 339 "О порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации"1 приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Инструкцию по организации работы пограничных органов с добровольными народными дружинами по защите государственной границы Российской Федерации (приложение N 1).
1.2. Рекомендации по определению условий приема в члены добровольной народной дружины по защите государственной границы Российской Федерации, формированию структуры и организации ее работы, порядку реорганизации или упразднения (приложение N 2).
2. Установить образцы удостоверения и нагрудного знака члена добровольной народной дружины по защите государственной границы Российской Федерации (приложение N 3).
3. Управлению материально-технического обеспечения Службы обеспечения деятельности ФСБ России обеспечивать в установленном порядке изготовление бланков удостоверений и нагрудных знаков членов добровольных народных дружин по защите государственной границы Российской Федерации в соответствии с установленными образцами на основании заявок управления кадров Пограничной службы ФСБ России в пределах ежегодно выделяемых ассигнований.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Пограничную службу ФСБ России.
Директор А. Бортников
1Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1545; 2008, N 50, ст. 5938.
Приложение N 1 к приказу
Инструкция по организации работы пограничных органов с добровольными народными дружинами по защите государственной границы Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 339 "О порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации" и определяет единый подход к организации работы пограничных органов1 по содействию в создании добровольных народных дружин по защите государственной границы Российской Федерации2 , руководству деятельностью народных дружин и организации необходимого обучения членов народных дружин.
2. Работа пограничных органов с народными дружинами является составной частью привлечения граждан на добровольной основе к защите государственной границы Российской Федерации3 и представляет собой непрерывный и планомерный процесс, проводимый с целью успешного выполнения задач оперативно-служебной деятельности пограничных органов.
3. Решение задач по привлечению народных дружин к защите государственной границы достигается:
непосредственным участием пограничного органа в организации и осуществлении мероприятий по защите государственной границы, проводимых с участием членов народных дружин;
качественной подготовкой и всесторонним обеспечением мероприятий по защите государственной границы, проводимых с участием членов народных дружин;
постоянным совершенствованием профессионального и методического мастерства должностных лиц пограничного органа, привлекаемых для работы с членами народных дружин;
воспитанием у членов народных дружин стремления к повышению уровня своей подготовленности;
умелым сочетанием должностными лицами пограничного органа разнообразных форм привлечения членов народных дружин к защите государственной границы;
поддержанием постоянного взаимодействия пограничного органа с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления по созданию условий для участия членов народных дружин в защите государственной границы;
ведением учетной документации и осуществлением постоянного контроля за организацией и состоянием работы по привлечению членов народных дружин к защите государственной границы.
4. Члены народных дружин привлекаются к защите государственной границы для выполнения совместно с пограничными органами следующих задач4:
обеспечение контроля за соблюдением режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;
участие в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших незаконное пересечение государственной границы;
разъяснение гражданам правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
На период проведения конкретных мероприятий по решению указанных задач членам народных дружин пограничными органами выдаются удостоверение и нагрудный знак установленного образца, которые по завершении проведения этих мероприятий сдаются на хранение в соответствующий пограничный орган или командиру народной дружины5 .
Привлечение членов народных дружин для решения иных задач по защите государственной границы не допускается.
II. Содействие пограничных органов созданию народных дружин
5. Народные дружины создаются при подразделениях пограничных органов6 при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах муниципальных образований при наличии пяти и более граждан, желающих вступить в члены народной дружины.
6. Начальник пограничного органа вносит в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по вопросам привлечения граждан к защите государственной границы, в которых обосновывается необходимость создания народной дружины, указываются наименование подразделения пограничного органа, при котором целесообразно ее создание, предполагаемые структура и численность народной дружины, муниципальное образование, на территории которого члены народной дружины будут привлекаться к защите государственной границы, а также ходатайствует о выделении для народной дружины помещения, обеспеченного электроснабжением, отоплением и линией связи.
7. Начальник подразделения пограничного органа оказывает необходимую помощь гражданам, желающим вступить в члены народной дружины, в подготовке организационного собрания по созданию народной дружины.
III. Руководство деятельностью народных дружин
8. Пограничный орган руководит работой по привлечению членов народных дружин к защите государственной границы через подчиненные подразделения, при которых они созданы, на основании:
ежегодного приказа об организации пограничной деятельности, осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов;
планов основных организационных и оперативно-разыскных мероприятий;
ежегодного перечня тем, рекомендованных для изучения членами народных дружин.
9. При руководстве подчиненными подразделениями начальник пограничного органа обязан:
поддерживать взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления по вопросам создания условий для привлечения граждан на добровольных началах к защите государственной границы;
контролировать деятельность должностных лиц подразделений, ответственных за руководство и обучение членов народных дружин;
организовывать учет членов народных дружин и результатов их участия в защите государственной границы;
организовывать учет, хранение, выдачу, изъятие удостоверений и нагрудных знаков членов народных дружин, своевременно контролировать указанную работу;
руководить деятельностью подчиненных подразделений по вопросам обучения членов народных дружин;
распространять передовой опыт подразделений по работе с членами народных дружин.
10. При руководстве деятельностью народных дружин начальник подразделения пограничного органа обязан:
поддерживать взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам создания условий для участия членов народных дружин в защите государственной границы;
ежемесячно согласовывать график участия членов народных дружин в защите государственной границы, подготовленный командиром народной дружины;
в соответствии с указанным графиком планировать участие членов народных дружин в защите государственной границы;
один раз в квартал лично инструктировать и принимать у членов народных дружин зачеты о порядке безопасного выполнения задач по защите государственной границы;
на основании перечня тем, рекомендованных для изучения членами народных дружин, совместно с командиром народной дружины организовывать и осуществлять их обучение с участием должностных лиц подразделения и пограничного органа;
проводить индивидуальную работу с кандидатами в члены народной дружины;
по представлению командира народной дружины ходатайствовать перед руководством пограничного органа о поощрении наиболее отличившихся членов народных дружин;
вести учет членов народных дружин и результатов их участия в защите государственной границы, а также документацию по их обучению и привлечению к защите государственной границы;
осуществлять учет, хранение, выдачу, изъятие удостоверений и нагрудных знаков членов народных дружин;
обобщать и распространять передовой опыт привлечения членов народных дружин к защите государственной границы.
11. Обязанности других должностных лиц пограничного органа, ответственных за руководство и обучение народных дружин, определяются их должностными регламентами.
IV. Организация обучения членов народных дружин
12. Обучение членов народных дружин осуществляется с целью развития и совершенствования их знаний, умений и навыков.
13. Основными задачами обучения членов народных дружин являются:
ознакомление с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность пограничных органов, а также с образцами вооружения и боевой техники, используемыми при защите государственной границы (за исключением документов и образцов вооружения и боевой техники, имеющих гриф секретности);
своевременное пополнение и обновление знаний, умений и навыков участия в защите государственной границы с учетом особенностей обстановки;
изучение основ теории и практики использования в службе пограничных нарядов топографических карт (схем участка), способов оказания первой медицинской помощи, практических приемов сбора и передачи информации через открытые средства связи с применением элементов кодирования;
формирование и развитие умений и навыков по практическому применению полученных знаний, морально-психологических качеств, а также смелости, решительности, инициативы, товарищеской взаимопомощи.
14. При подготовке занятий с членами народных дружин учитываются особенности обстановки на участке ответственности подразделения, влияющие на содержание и методику обучения: характер противоправной деятельности, национальный и этноконфессиональный состав населения, особенности его хозяйственно-бытовой деятельности, физико-географические и природно-климатические условия.
15. Дисциплины, изучаемые членами народных дружин:
основы законодательства Российской Федерации;
основы несения службы пограничными органами по защите государственной границы;
военно-медицинская подготовка;
военная топография;
подготовка по связи;
технические средства охраны границы.
16. Начальник подразделения пограничного органа руководит обучением членов народных дружин, осуществляет планирование обучения, организует проведение занятий, ведет необходимый учет.
Планирование обучения членов народных дружин осуществляется совместно с командиром народной дружины на основании перечня тем, рекомендованных пограничным органом для изучения.
С членами народных дружин проводятся теоретические и практические занятия. С учетом особенностей (занятости по работе, удаленности места жительства и др.) занятия могут проводиться в группе, индивидуально или во время участия в защите государственной границы.
Начальник подразделения пограничного органа назначает подчиненных должностных лиц, ответственных за организацию и проведение занятий, предоставляет им время для подготовки, проверяет и утверждает планы-конспекты проведения занятий, по согласованию с начальником пограничного органа привлекает к учебному процессу необходимых специалистов и технические средства пограничного органа.
Контроль за обучением членов народных дружин осуществляется должностными лицами подразделения пограничного органа.
1Под пограничными органами понимаются пограничное управление, служба и отряд пограничного контроля пограничного управления, отряд пограничного контроля центрального подчинения.
2Далее - народные дружины.
3Далее - государственная граница.
4Пункт 3 Порядка привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 339.
5Пункт 11 Порядка привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 339.
6Под подразделением пограничного органа понимаются отделение, отделения пограничного контроля, контрольно-пропускного пункта.
Приложение N 2 к приказу
Рекомендации по определению условий приема в члены добровольной народной дружины по защите государственной границы Российской Федерации, формированию структуры и организации ее работы, порядку реорганизации или упразднения
1. Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 6 Порядка привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 339, и направлены на установление единых подходов при определении условий приема в члены добровольной народной дружины по защите государственной границы Российской Федерации1 , формировании структуры и организации ее работы, а также реорганизации или упразднении.
2. На организационном собрании граждан, желающих вступить в члены народной дружины2 , определяются условия приема в члены народной дружины, структура и организация ее работы, порядок реорганизации или упразднения.
Командир народной дружины и его заместитель избираются на организационном собрании либо на собрании членов народной дружины.
3. Решение организационного собрания оформляется в четырех экземплярах, согласовывается с представителями органа местного самоуправления и начальником подразделения пограничного органа. Первый экземпляр решения собрания остается в народной дружине; второй направляется в орган местного самоуправления; третий - в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; четвертый - в пограничный орган.
4. Членами народной дружины могут быть граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия, добровольно изъявившие желание оказывать помощь пограничному органу в защите государственной границы, способные по своим моральным качествам выполнять обязанности члена народной дружины.
5. Гражданин, изъявивший желание вступить в члены народной дружины, представляет заявление в народную дружину, которое направляется в подразделение пограничного органа. В кадровом подразделении пограничного органа кандидат изучается, при положительном заключении рассматривается на собрании членов народной дружины.
6. Прием в члены народной дружины и исключение из членов народной дружины осуществляются на собрании членов народной дружины. Решение собрания оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в народной дружине, второй направляется в пограничный орган.
7. Члену народной дружины выдается удостоверение и нагрудный знак установленного образца.
При исключении из членов народной дружины, а также в случае ее упразднения удостоверение и нагрудный знак члена народной дружины изымаются.
8. Исключение из членов народной дружины происходит на собрании членов народной дружины в случае подачи им личного заявления, систематического невыполнения обязанностей, грубого нарушения законности при защите государственной границы.
9. В зависимости от количества членов народной дружины, их места жительства структура народной дружины может состоять из командира народной дружины, его заместителя, отделений (5 - 9 человек) или групп (3 - 5 человек).
10. Командир народной дружины организовывает ее работу, согласовывает с начальником подразделения пограничного органа порядок и условия участия членов народной дружины в защите государственной границы, осуществляет руководство членами народной дружины, планирует деятельность народной дружины, выполняет и контролирует запланированные и внеплановые мероприятия, ведет необходимую документацию.
11. Реорганизация народной дружины осуществляется при увеличении или уменьшении количества ее членов, изменении структуры. Структура народной дружины утверждается на организационном собрании. Решение собрания членов народной дружины о реорганизации оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в народной дружине, второй направляется в пограничный орган.
12. Упразднение народной дружины целесообразно при сокращении количества ее членов до четырех человек.
Решение об упразднении народной дружины оформляется в трех экземплярах. Первый экземпляр решения собрания членов народной дружины направляется в орган местного самоуправления; второй - в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; третий - в пограничный орган.
1Далее - народная дружина.
2Далее - организационное собрание.