14.01.2011 00:20
    Поделиться

    Ученые ищут пути эффективной профилактики тяжелого онкозаболевания

    Более 80 тысяч россиян страдают сегодня неходжкинскими лимфомами - самой частой разновидностью злокачественного заболевания крови. Из года в год и в России, и во всем мире этот недуг поражает все больше людей.

    Можно ли остановить этот процесс? Как облегчить жизнь пациентов? Об этом обозреватель "РГ" беседует с членом-корреспондентом РАМН, заведующей кафедрой онкологии Российской медицинской академии последипломного образования Ириной Поддубной.

    Российская газета: Ирина Владимировна, для начала небольшой ликбез: что такое неходжкинские лимфомы?

    Ирина Поддубная: Это заболевание органов лимфатической системы. Прежде всего лимфоузлов. А так как у каждого из нас такая система есть, то можно говорить, что мы все в зоне риска.

    РГ: Однако, к счастью, страдают от этого недуга не все.

    Поддубная: Конечно. Впрочем, как и от любого онкологического заболевания. К сожалению, до сего дня нет четкого представления о причинах их возникновения. Хотя кое-что мы знаем. Например, знаем, что рак легкого развивается чаще всего у курильщиков.

    РГ: Но не все курильщики болеют раком легкого.

    Поддубная: И я о том, что причины возникновения раковых опухолей нам известны далеко не всегда. Лимфомы могут возникать при инфицировании человека вирусом Эпштейна-Барр. Эти европейские ученые в 1962 году выделили вирус и нашли причинно-следственную связь между инфицированием и возникновением лимфомы.

    РГ: Инфицирование чем?

    Поддубная: Именно этим самым вирусом. В основном от него страдает коренное население западного побережья Африки. Почему? Да потому что там данному вирусу комфортно: жарко и влажно.

    РГ: Но мы же не Западная Африка. В чем же дело?

    Поддубная: Точного ответа нет, наверное, ни у кого. Нередко последние достижения медицины - трансплантация органов - увеличивает риск возникновения лимфом из-за длительного применения иммунодепрессантов. Ведь известно: чтобы предотвратить возможность отторжения пересаженного органа, пациент вынужден принимать препараты, снижающие иммунитет.

    РГ: Выходит: одно лечим, другое калечим?

    Поддубная: Ценность пересадки органа совершенно очевидна, а риск возникновения лимфом далеко не стопроцентный.

    РГ: Но если виной возникновения лимфом иммунодефицит, то все ВИЧ-инфицированные в зоне риска.

    Поддубная: Вы правы. Заболеваемость среди ВИЧ - инфицированных и больных СПИДом высока. Зависит это и от возраста, и от длительности самой болезни. Тут такая статистика: ВИЧ-инфицированные страдают лимфомами в пять - десять раз чаще.

    РГ: ВИЧ-инфицированные заражают ею друг друга?

    Поддубная: Ни в коем случае! Лимфома - заболевание не заразное. И подчеркну: лимфомы, в отличие от некоторых других онкологических заболеваний, очень редко возникают у кровных родственников.

    РГ: Лимфомы сразу заявляют о себе? Или какое-то время их не разглядеть без специальных обследований?

    Поддубная: Чаще всего они проявляются достаточно рано: у человека увеличиваются лимфатические узлы - на шее, в паховой, подмышечной областях. То есть не заметить их практически нельзя. Другое дело, что иногда они могут возникать в грудной, брюшной полости, в области малого таза. Но независимо от локализации человек испытывает дискомфорт. Разный. Если лимфома поселилась в грудной полости, то возникает кашель, затрудненное дыхание, повышается температура, нарастает слабость. Если в брюшной полости, то появляются боли в животе, нарушается функция кишечника, печени, увеличивается селезенка, ощущается дискомфорт в левом подреберье.

    РГ: Слушать вас страшно. Как в знаменитом рассказе Джерома К. Джерома, начинаешь прислушиваться к себе, искать болячки...

    Поддубная: Не надо этого делать! Не нужно заниматься самокопанием: фобии порой опасней самой болезни. Другое дело, что нужно вести себя цивилизованно, не пренебрегать профилактическими осмотрами.

    РГ: Но все же средства профилактики есть?

    Поддубная: Обрадую и огорчу одновременно: это только здоровый образ жизни. И еще: ни в коем случае не злоупотреблять солнцем.

    РГ: А лекарственная терапия?

    Поддубная: Лекарств, которые можно было бы принимать в профилактических целях, нет нигде в мире. Другое дело, лекарственная терапия для тех, кто болен, есть. Препараты разные. Лимфомы чувствительны к химиотерапии. И долгие годы для лечения использовались противоопухолевые препараты. Эффект был. Но не такой как теперь - после того как десять лет назад появилась возможность использования иммунотерапии. После того как появились лекарства, которые действуют целенаправленно на опухолевые клетки, уничтожают их и практически не повреждают здоровые органы и ткани. В отличие от химиотерапии эти препараты повышают иммунную защиту человека. И самое главное: их применение увеличивает продолжительность жизни пациентов.

    РГ: В сравнении с другими странами у нас лимфом больше или меньше, чем, скажем, в США?

    Поддубная: В США значительно больше. Но, к сожалению, рост заболеваемости лимфомами в России практически равен тому, что в Соединенных Штатах. Потому прогноз, увы, не оптимистичный. А так как чаще других лимфомами страдают люди старше шестидесяти лет, которым сам возраст уже преподнес некоторые хронические недуги, то лечить их с помощью традиционной химиотерапии сложно.

    РГ: Наша служба здоровья готова к росту заболеваемости лимфомами? Препаратов достаточно?

    Поддубная: Точного прогноза дать не могу. Пока самый эффективный препарат в стране есть. Вот я сейчас сказала "есть", и тут же начались у меня сомнения. И вот почему. Препарат для лечения пациентов с лимфомами входит в перечень препаратов. предусмотренных государственной программой "Семь нозологий". Напомню, этой программой государство гарантирует бесплатное лечение семи самых сложных онкологических и гематологических заболеваний. Лимфомы в этом перечне. Но беда в том, что до сих пор нет точного учета заболевших. Ведь вот в начале мы назвали цифру - более 80 тысяч человек больны. На самом деле их, видимо, больше. И не исключено, что кто-то может остаться без лекарства. Поэтому по инициативе ассоциации онкогематологов мы вместе с некоммерческим партнерством "Равное право на жизнь" создали и начали внедрять регистр учета больных лимфомами. Чтобы появилось обоснованное планирование и финансирование закупок этих дорогостоящих, но эффективных лекарств.

    Поделиться