В самом начале Года российской космонавтики корреспонденты "РГ" выяснили, как в регионах округа внедряют системы спутниковой навигации. Где-то начали с областных центров, другие - осторожно экспериментировали в районных. Но везде предельно внимательно отнеслись к рекомендации федеральных властей использовать в качестве глобальной системы позиционирования для транспортных средств технологии ГЛОНАСС.
Рязань
Одним из первых областных центров ЦФО, где начали внедрять новейшие технологические решения для повышения качества и безопасности перевозок, стала Рязань. Всего аппаратурой системы ГЛОНАСС в регионе оснащено около 700 единиц транспорта. Сейчас здесь уже реализованы информационные сервисы для населения, основанные на технологиях спутникового позиционирования ГЛОНАСС и уникальное информационное табло с комплексным маршрутным указателем. Любой может зайти с телефона или обычного компьютера на сайт, выбрать интересующую его остановку и узнать обо всех маршрутках, автобусах и троллейбусах, которые скоро к ней подъедут, и приблизительное время, через которое это произойдет. Примерно те же задачи выполняет и информационное табло. Правда, пока оно установлено только на одной остановке, но вскоре ими планируется обеспечить весь областной центр.
Не случайно именно в Рязани проходило всероссийское совещание, посвященное вопросу использования технологий ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития российских регионов. А в ходе поездки президента страны в регион в декабре 2010 года ему продемонстрировали работу системы наблюдения за патрульными нарядами милиции областного центра. Местоположение каждого наряда можно отслеживать в режиме реального времени и при поступлении сигнала о происшествии это позволяет направлять на место ближайшую группу. Дмитрий Медведев рекомендовал министру внутренних дел распространить рязанский опыт на другие регионы. Кстати, по словам начальника УВД по Рязани Ивана Бахилова, за полтора года, что действует система "Безопасный город", повысилась раскрываемость преступлений по "горячим" следам.
Кроме того, на базе Рязанского государственного радиотехнического университета создан региональный центр космических услуг (РЦКУ), имеющий большой опыт в области проектирования космических информационных систем с использованием навигационной информации ГЛОНАСС/GPS. Центр представляет собой набор комплексов аппаратно-программных средств, которые легко интегрируются с уже действующими в регионе системами и позволяют представить отраслевые данные на картах и космоснимках как в формате 2D, так и 3D.
- Мы планируем расширить использование космической информации в интересах сельского, лесного и дорожного хозяйства, УВД, МЧС прежде всего для более точного мониторинга пожарной обстановки, паводков, состояния урожая, ведения кадастра и других работ, - говорит глава региона Олег Ковалев. - Это будет выполнено в ходе реализации Соглашения, заключенного с Федеральным космическим агентством, согласно которому Рязанская область стала одной из пилотных зон для внедрения и апробации космических технологий.
Калуга
Калужская область также считается пилотной территорией - для отработки проекта "ЭРА ГЛОНАСС", отечественной программы экстренного реагирования при авариях. До конца 2012 года в ГУ МЧС по региону планируется развернуть диспетчерский центр по автоматизированной обработке всех тревожных сообщений, поступающих от транспортных средств, с целью определения места происшествия и передаче данных дежурному для принятия дальнейших решений.
Кроме того, в регионе уже создана областная навигационная система мониторинга транспорта и логистики (РНСМТиЛ), которая обслуживает 342 транспортных средства, оснащенных оборудованием ГЛОНАСС/GPS. Мониторинг и диспетчерское управление ими осуществляют восемь функциональных подсистем. В перспективе эта система способна одновременно отслеживать 10 тысяч единиц транспортных средств бюджетных и коммерческих организаций. В 2010 году уже были отработаны технологии диспетчерского управления пассажироперевозками. В течение двух лет оснастить соответствующим оборудованием ГЛОНАСС/GPS планируется весь пассажирский транспорт региона, а на автовокзалах установят программное обеспечение, позволяющее контролировать исполнение расписания движения и обмениваться информацией между диспетчером и водителем.
Ярославль
В регионе уже успели почувствовать эффект от внедрения системы ГЛОНАСС. Например, ярославская ГИБДД использует возможности навигации с 2005 года. Сейчас здесь соответствующим образом оборудованы уже более 120 машин ДПС. В Госавтоинспекции признают, что, если бы не система, при многократно возросшем автопарке следить за транспортными потоками и своевременно реагировать на ДТП было бы намного сложнее. А в середине прошлого года благодаря возможностям спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS областное УВД начало создавать в Ярославле комплексную автоматизированно-информационную аналитическую систему "Безопасный город". Одна из ее составляющих - система управления уже всеми милицейскими нарядами.
С 2009 года оборудование ГЛОНАСС появилось и в местном общественном транспорте. По словам председателя комитета по транспорту и связи мэрии Александра Болтовнина, движение автобусов и троллейбусов с 2002 года контролировали с помощью радионавигационной системы. Но по сравнению с ГЛОНАСС она менее удобна, поскольку "привязана" к антеннам, и там, где заканчивалась зона их действия, прекращался и контроль. Сегодня благодаря спутниковой навигации троллейбусы и автобусы гораздо меньше "выскакивают" из расписания. В дальнейшем власти планируют оснастить общественный транспорт оборудованием, позволяющим с экрана монитора наблюдать за тем, что происходит в пассажирских салонах.
Липецк
В Липецке вот уже год возможности спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS используют на пассажирском транспорте. Здесь действует комплексная автоматизированная система управления пассажирскими перевозками (КАСУПП), которая включает в себя навигационную систему диспетчерского управления и автоматизированную систему оплаты проезда. Из бюджета города на этот проект было выделено свыше 62 миллионов рублей. Преимущества системы высоко оценили в Министерстве транспорта РФ. "Это уникальная система, открывающая большие перспективы для дальнейшего качественного развития отрасли и позволяющая решать целый спектр задач", - отметил министр Игорь Левитин в ходе рабочей поездки в Липецкую область.
На монитор в центральную диспетчерскую по сигналам спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS в режиме онлайн поступает вся информация о движении городских автобусов, троллейбусов, трамваев. Система также позволяет держать связь с водителями и контролировать соблюдение графика прохождения маршрута. Дополнительные элементы - видеокамеры, датчики задымленности, "тревожные кнопки" дают возможность оперативно управлять ситуацией в случае ДТП, дорожных пробок, при необходимости оказания срочной медицинской помощи, угрозе возникновения пожара в салоне и теракта. Кстати, в конце 2010 года в Липецке прошла всероссийская конференция, посвященная проблемам внедрения новых технологий на транспорте, и ее участникам продемонстрировали "учебный пример": якобы в салоне одного из трамваев обнаружен подозрительный предмет. От момента сообщения водителем по системе КАСУПП о находке до ее ликвидации прошло всего несколько минут.
Кстати, систему спутниковой навигации в городе используют не только муниципальные транспортные предприятия, но и частные перевозчики.
Орел
Сегодня на территории Орловщины навигационно-телематическим оборудованием ГЛОНАСС/GPS оснащено более трех тысяч единиц транспортной техники. Мониторинг происходит на материально-технической базе "Федерального информационного центра ЕНДС России".
А недавно власти региона подвели итоги социальной акции "ГЛОНАСС - детям". Впервые в области спутниковыми навигационными системами оснастили школьные автобусы, причем за счет средств спонсоров. Первыми в эксперименте приняли участие три школы-интерната и один детский дом. Опыт признали удачным. По свидетельству руководителей учебных заведений, после установки на автобусы навигационных систем значительно повысилась дисциплина водителей.
- Не последнюю роль играет и экономия бюджетных средств, - считает руководитель облдепартамента образования, культуры и спорта Людмила Сальникова. - Практика показывает, что применение спутниковых систем помогает сократить до 30 процентов расходов.
Владимир
В декабре областной департамент транспорта и дорожного хозяйства ввел в эксплуатацию систему контроля за движением автобусов на Владимирском автовокзале. Теперь здесь ведут мониторинг движения 38 машин на 14 пригородных межмуниципальных маршрутах. Как планируется, средствами навигации ГЛОНАСС/GPS вскоре будут оборудованы еще 73 автобуса.
Кроме того, большое внимание уделяется мониторингу использования санитарного автотранспорта. В соответствии с региональной программой развития здравоохранения завершены поставки соответствующей аппаратуры и программного обеспечения в областную клиническую больницу, приобретены 28 абонентских терминалов для автомобилей "скорой помощи".
Тула
Начало освоению космических технологий в Тульской области положила внедряемая в региональном УВД программа "Безопасный город". Так, в ноябре открылся автоматизированный зал управления нарядами с использованием системы спутникового позиционирования в Щекинском РУВД. На экране монитора на подробной карте города можно наблюдать движение автопатрулей, объединенных специальной навигационной системой, а рабочее место дежурного оборудовано всеми видами связи с доступом к различным базам данных правоохранительных органов. Такая же система уже действует в Туле и Новомосковске.
Белгород
Сотрудники одного из малых инновационных предприятий, созданных при Белгородском госуниверситете, занимаются созданием единой картографической системы региона. Уже сейчас с помощью системы ГЛОНАСС создано около 120 карт различного масштаба, на которых представлены практически все населенные пункты региона. Адресный поиск позволяет находить не только месторасположение объекта, но и получать информацию о нем. Картами заинтересовались риелторские компании, которые используют их, чтобы продемонстрировать клиентам преимущества проживания в том или ином районе. Кстати, потребителями услуг спутниковой навигации в регионе выступает ряд крупных холдингов.
- Один из наших клиентов подсчитал, что при установке навигационных приборов на 20 автомобилей расход топлива сокращается на 30-40 процентов, а экономия составляет около четырех миллионов рублей в год, - отмечает директор инновационной компании Андрей Зиссман.
Подготовили:
Елена Шулепова, Элина Труханова, Арина Рудина, Денис Передельский, Светлана Биткина, Ирина Смородина