Жительница поселка Алтышево, которая несколько лет назад стала инвалидом и не может ходить, уже 5 лет живет в бараке без газа и горячей воды. Чиновники поселили ее туда временно, но теперь считают такие условия вполне пригодными для проживания.
Этот дом в поселке знает каждый. Барак рядом с железной дорогой появился еще в 1929 году. Использовали его в качестве конюшни для лошадей-тяжеловозов. Позже, когда коней заменила техника, переоборудовали под временное жилье для строителей железной дороги. А с 2005 года в этом доме, который относится к муниципальной собственности, буквально выживает инвалид-колясочник с тяжелейшей формой заболевания Татьяна Шестакова.
Женщина получила инвалидность в результате осложнения после операции на желчном пузыре. Хирургическое вмешательство привело к появлению редкого мышечного заболевания, которым в республике страдают всего пять человек. Буквально за один день у Татьяны отнялись ноги и спина.
Местные власти предоставили женщине временное, как тогда обещали, жилье - тот самый барак рядом с железнодорожными путями.
С тех пор в правдивости поговорки "Нет ничего более постоянного, чем временное" Татьяна Шестакова убеждалась не раз.
- Про свои обещания о новом жилье в районной администрации забыли практически сразу, - говорит Татьяна. - Так я и осталась в доме без газа и воды. Про дыры в стенах и полу я уже молчу.
Ремонт Татьяна делает каждый год, но перекрытия сгнили, потолок провис… И за удовольствие жить в таких условиях женщина ежемесячно платит около четырех тысяч рублей. Основная сумма за электричество. Топить печку инвалид просто не в состоянии.
Еще в 2005 году Татьяна Шестакова стала писать одно за другим заявления на улучшение жилищных условий. Такое право согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов и ветеранов" ей дает статус инвалида, а тяжелая форма заболевания позволяет получить жилье вне очереди. Однако глава администрации Алатырского района Алексей Блошенков очевидного факта не признает.
- Сначала мои заявления просто игнорировали, а потом стали присылать различные отписки, что нет возможности предоставить новое жилье или поставить на учет в качестве нуждающейся, - рассказывает Татьяна Шестакова.
Надежда на то, что квартиру Татьяна все-таки получит, появилась в 2007 году. Тогда стало известно, что ее дом признан непригодным для проживания. Согласно федеральной программе о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья женщина имела право на получение 35 квадратных метров жилой площади - именно столько она занимает в старом доме. Но и тут вмешались муниципальные чиновники. По словам начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства Чувашии Сергея Глотова, Алатырский район единственный в республике ни разу не подавал заявку на участие в программе по переселению граждан из ветхого жилья.
- К сожалению, система финансирования районов построена так, что без заявки выделить деньги из бюджета мы не можем, - говорит он. - Поэтому дома, которые вошли в перечень аварийных по Алатырскому району, до сих пор числятся на балансе.
Впрочем, в администрации района вообще не понимают, почему женщину не устраивает барак.
- Мы провели осмотр жилища Шестаковой и признали его пригодным для проживания, - говорит глава администрации Алатырского района Алексей Блошенков.
Действительно, после того как Татьяна Шестакова обратилась в прокуратуру, чиновники создали межведомственную комиссию и провели осмотр дома. На тот момент он уже три года числился в списке жилья, непригодного для проживания. Но комиссия, несмотря на несоответствующую противопожарным нормам электропроводку, трещины в печах и стенах, эрозию фундамента, сгнившие бревна, изношенные полы и так далее (все это записано в акте), посчитала, что в доме проживать можно. Больше всего женщина была удивлена тому, что члены комиссии нашли в доме водопровод.
- Мыться меня носят на соседнюю улицу, - говорит Татьяна. - Нормально мыться в душе самое заветное мое желание. Пусть я буду до него ползти, лишь бы он был.
По дому женщина действительно перебирается в основном ползком. По-другому не получается - слишком высокие пороги, которые не преодолеть на коляске. Доски пола, которым уже больше 50 лет, своими коленями она отполировала до блеска. Кстати, в экспертизе о пригодности дома к проживанию чиновники забыли даже указать, что проживает здесь человек с ограниченными возможностями здоровья.
Осенью прошлого года новый президент республики Михаил Игнатьев после встречи с Шестаковой пообещал взять дело под свой контроль. Чтобы приехать к главе республики, Татьяне пришлось потратить на машину с водителем почти всю свою пенсию, но зато тут же прибежали чиновники и попросили ее написать заявление о постановке в очередь на жилье. Казалось бы, на этом история могла и закончиться, но ответа на заявление ни через тридцать дней (как положено по закону), ни через три месяца так и не поступило. Фамилия Шестаковой в списке нуждающихся в улучшении условий проживания по Алатырскому району до сих пор не значится.