На встрече с руководством российского парламента, состоявшейся 17 января, Дмитрий Медведев, размышляя на тему национального согласия и опасности нацизма, много говорил о значении культуры.
"Все нацисты, независимо от места их происхождения, по своей природе антинациональны. Они просто подрывают культурные основы развития своего государства, а фактически разрушают всё, включая свой этнос, за который как будто бы борются. Вспомните печальный пример нацистской Германии... Мы должны рассказывать о наших истинных ценностях, о наших обычаях, чтобы не давать распространяться идеологическим мифам, предрассудкам и всякого рода подделкам", - сказал президент и подчеркнул, насколько важно, уделяя внимание всей многонациональной культуре, особое внимание обращать на развитие и поддержку русской культуры: "Это костяк развития всей нашей многонациональной культуры. Это нормально, и об этом должно быть не стыдно говорить", - заявил президент. По его словам, следует выработать эффективную политику в отношении не только традиционной, но и новой современной русской культуры, поддерживать современный русский фольклор, русскую музыку и литературу наших дней.
"Только таким образом можно выработать синтетические национальные ценности", - подытожил президент. Мы попросили деятелей культуры прокомментировать эти мысли, в которых впервые за долгие годы культура заняла столь важное место.
Кирилл Серебренников, режиссер театра и кино:
- Хорошо, что для решения этого вопроса обратились, наконец, к культуре. Все, что с нами происходит, - из тотального упадка ежедневной, поведенческой культуры. Глобального упадка культуры в стране. Культура может быть высокой только при наличии более или менее сложносочиненного человека и сложносочиненного общества. Культура инфузории-туфельки наверняка тоже важна, и ее надо исследовать, но для тех процессов, которыми живет сегодня мир, не годится. Культура, которая создается сегодня на русском языке, требует только свободы. Ей требуется понимание важности каждого человека, его значения. Если власть не будет считать свой народ пылью на башмаке, а народ очнется от рабской спячки, осознает себя носителем культуры, что-то изменится.
Софья Троценко, руководитель Центра современного искусства "Винзавод":
- Весь исторический опыт существования российского государства показывает, что главные признаки русской культуры - ее многогранность и терпимость по отношению ко всем, кого она объединяет. Россия - многонациональное государство, и русский язык как государственный язык всегда был таким фундаментом, вокруг которого собирались остальные народы, при этом сохраняя собственную самость. В чем ценность русской культуры как явления? Она под своим брендом позволяла сохраняться и развиваться многим составляющим. Например, классическая русская опера Бородина "Князь Игорь". Центральное место в этом произведении занимают половецкие пляски. Они заимствованы у народов Северного Кавказа. И их танцует весь мир в рамках русской оперы. Лев Гумилев написал книгу о кочевых племенах Средней Азии, которая вошла в мировую библиотеку как часть русской истории. И в этом ценность русской культуры, в этом ее важность. И это те традиции, о которых надо напоминать сегодня. Ведь национализм и ксенофобия не культурны по своей природе. А у культуры в принципе нет национальности.
Сергей Шаргунов, писатель:
- Значение русской культуры сложно переоценить, и я рад, что впервые за много лет мы услышали от столь высокого государственного лица слова в поддержку именно русской национальной культуры. С одной стороны, русская культура неотделима от мировой, но, с другой стороны, у нее есть и своя специфика. Русская литература начинается не с романов, а гораздо раньше - с летописей и житий. Отсюда берет начало ее пафос ожидания чуда с его светом, благородством, острым переживанием несправедливости и стремлением к справедливости. Можно вспомнить русскую летопись о графе Дракуле, который манифестировал верность христианству, но при этом действовал жестокими методами, был бесчеловечен. В русской летописи он категорически осуждался. Сочувствие к малым сим всегда присутствовало в русской литературе, в этом смысле тема маленького человека в XIX веке тоже не случайна, она наследует литературе древнерусской. Как известно, все мы вышли из гоголевской "Шинели". То же можно сказать и о русской литературе ХХ века. Да, она переживала различные стилистические преображения, трансформировался язык, например, в прозе Андрея Белого, Андрея Платонова или ныне живущего Саши Соколова. Русская литература сегодня - это сложное и многообразное явление. Но магистральная линия в ней остается прежней: свет, благородство, сочувствие к людям.
Мне приходится бывать на Кавказе. Как-то я выступал перед студентами в Пятигорске, и преимущественно там были кавказцы. И я видел, что русская культура не вызывает у них ни малейшего отторжения. Наоборот им лестно, когда к ним приезжает русский литератор. Я знаю, что в Грозном возникают литературные клубы, где изучают русскую литературу, и этот процесс идет не сверху, а снизу. Кавказцам отрадно и приятно, что классики русской литературы - Пушкин, Лермонтов, Толстой, так много писали о Кавказе.
Нужно вспомнить о том, что сам по себе русский язык объединяет разные народы. Например, в Дагестане у нас бесчисленное множество народов, для которых русский язык это просто язык общения. И так не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Конечно, задача нашего государства - отстаивать русский язык, потому речь идет не только о дискриминации русского языка, распадается само вещество жизни. Печально, что русский язык перестал быть вторым государственным в Таджикистане, отрадно, что он остался таким в Киргизии. В украинской Раде вынесли на рассмотрение законопроект, чтобы русский опять стал вторым государственным языком на Украине, каковым он, по сути, и остается.