Политический кризис в Египте взметнул и без того высокие цены на нефть. В минувшую пятницу на мировых товарных биржах баррель прибавил почти 4 доллара. Вчера вечером "черное золото" превысило психологически важный рубеж в 100 долларов за баррель впервые с 1 октября 2008 года.
Инвесторы опасаются, что региональный кризис может перекинуться на нефтедобывающих гигантов Ближнего Востока, к примеру, на Саудовскую Аравию. Зоной повышенного риска остаются нефтепроводы в Египте и ситуация на Суэцком канале - ключевой нефтяной артерии Египта. Через этот крупнейший терминал проходит свыше 30 тысяч торговых кораблей в год.
Обострение ситуации может блокировать эти поставки. И тогда цены на нефть пойдут в разгон , что крайне негативно скажется на экономике огромного числа государств. Впрочем, по обоюдному мнению опрошенных "РГ" экспертов, Россия в отличие от других стран их "переварит". Заметим, 10-процентное удорожание нефти способно снизить национальные ВВП на 0,25 процента. По мнению ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры России Дмитрия Абзалова поскольку наша нефть на территории ЕС конкурирует с ОПЕК, которая поставляет ее через Суэцкий канал, повышение мировой цены нефти в краткосрочной перспективе выгодно для России. Это позволит не допустить развитие в странах - импортерах нефти альтернативных и нетрадиционных источников энергии. Например, сланцевого газа, который потенциально может серьезно конкурировать с нашими углеводородами. С другой стороны, по его словам, высока вероятность того, что из-за высокой цены на нефть в странах - импортерах нефти снизится производство. Так что для нашей страны идеальна "вилка" долгосрочной цены на нефть - 90-100 долларов, делает вывод эксперт. На вопрос "РГ", какую роль в регулировании цен на нефть в данной ситуации может сыграть ОПЕК, Абзалов заметил, что единственный механизм картеля повлиять на ситуацию - увеличить свои квоты. Однако дисциплина организации показывает, что только Саудовская Аравия готова беспрекословно их выполнять. "Если ситуация в Египте ухудшится или, допустим, перекинется на другие страны, то у картеля будет мало возможностей для маневра. Скажем, если восстания пойдут на восток - в сторону Персидского залива, то это будет серьезным ударом по мировой экономике. Если будет затронут Катар, то это нам на руку, и мы сможем выиграть на экспорте газа, при этом возмещая поставки Катара в Европу их сжиженного природного газа. Если же волна неудовольствия пойдет на север - в Африку, то проблемы возникнут у испанских и итальянских компаний, имеющих там свои активы. Однако в целом такие сценарии маловероятны. И повышение цен на нефть будет носить ситуативный, краткосрочный характер", - поясняет Абзалов. Вместе с тем, по расчетам экспертов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, даже при средней цене марки Urals , к примеру, в 91 доллар за баррель, федеральный бюджет получит дополнительно свыше 1 триллиона рублей. Кстати, в связи с египетскими событиями многие зарубежные эксперты прогнозируют ускоренную реализацию новых нефте- и газотранзитных проектов, прежде всего на Кавказе, в Средней Азии, Ближнем Востоке, Балканах и Восточном Средиземноморье. Одновременно, по их мнению, повышается роль каспийской и североморской нефти в снабжении развитых государств.
На фондовом рынке, наоборот, идет дружное падение индексов. Вчера торги на российских площадках также начались со снижения ведущих индикаторов. Здесь "погоду делали" акции нефтегазового сектора. Однако, по словам исполнительного директора Союза нефтеэкспортеров России Евгения Самойлова, это временное явление. Кроме того, с 1 февраля 2011 года в России увеличиваются пошлины на экспортируемую нефть. "Такие конфликты, как в Египте, когда капитал "вытекает" из акций, вызывают спрос на облигации", - добавляет финансовый аналитик Александр Купцикевич. "На фоне снижающихся котировок акций и укрепляющегося доллара можно с высокой уверенностью ожидать и возобновления роста рубля", - говорит директор аналитического департамента крупной инвестиционной группы Владимир Рожанковский. По его словам, многие инвесторы традиционно принялись скупать доллар, пытаясь перестраховаться от дополнительных рисков. При этом впервые за много месяцев они оставили в покое европейскую валюту. Эксперт не допускает и мысли, что на фоне развития ближневосточных событий продолжится дестабилизация еврозоны.