Виктор Олерский, заместитель министра транспорта РФ, провел в администрации Пермского края совещание "Перспективы развития грузопотоков и грузовой базы Пермского края, а также соседних регионов в привязке к Пермскому транспортному узлу (речной порт, железнодорожная станция)".
Главной темой для обсуждения стало строительство железной дороги от Перми до Мурманска - так называемого Белкомура.
Планы строительства этой ветки существуют давно. Но финансовый кризис 2008 года заставил скорректировать проект. Сейчас у государства и крупных компаний есть возможность к нему вернуться.
- Считаю, что в этом году все обсуждения по Белкомуру закончатся, - заявил Виктор Олерский. - Этот путь очень перспективен. Угольные компании в случае постройки этого пути сократят свои перевозки на 822 километра, а РЖД сможет сэкономить при этом немалые средства.
Чиновник отметил, что Пермский край по своему географическому положению имеет "возможность притягивать грузы", поскольку находится на пересечении водных и железнодорожных путей. Однако все упирается в поиск инвесторов для строительства. Чтобы построить Белкомур, необходимо изыскать 180 миллиардов рублей.
- Я думаю, что сумма должна быть поменьше, - отметил Олерский и тут же добавил: - Но, видимо, все равно будет больше. Так или иначе, необходимо искать инвесторов. Если найдем аргументы, найдутся и инвесторы.
Еще не построенную дорогу уже готовы загрузить предприятия. На 13 миллионов тонн в год увеличится вывоз калийных удобрений из Пермского края, на 10 миллионов тонн вырастет количество перевозимого угля. Все грузы предназначены для мурманского морского порта, который сейчас реконструируется как раз для отгрузки угля.
Ранее вице-премьер правительства Пермского края Александр Кудрявцев сообщал, что в действующей федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы РФ на 2010- 2015 годы" средств на финансирование проекта "Белкомур" не предусмотрено.
- Наши соседи из Коми выступают локомотивом по получению гарантий РФ на всю сумму проекта и процентов на срок до 25 лет, - говорит Александр Кудрявцев. - Предполагается, что под гарантии инвестор привлечет финансирование. В первую очередь, как источник, рассматривается ВЭБ. Инвестор проектирует, строит и в дальнейшем эксплуатирует линию. Защищает в ФСТ тариф с инвестиционной составляющей, и эта инвестнадбавка -и есть источник для погашения кредита и процентов по нему.
Эта возможная схема финансирования проекта будет рассмотрена российским правительством и Госдумой.
Справка "РГ"
Проект "Белкомур" предполагает строительство спрямляющей железнодорожной магистрали меридионального типа Архангельск - Сыктывкар - Гайны - Соликамск, возведение в Архангельске глубоководного порта, а в дальнейшем - включение "Белкомура" в транснациональную магистраль "Баренц-Линк" (железнодорожный путь из Норвегии в Индию). Общая протяженность дороги составит 1252 километра. "Белкомур" примерно на 800 километров сократит путь товарных поездов из Сибири к портам Белого моря. Все строительные и проектные работы будет координировать специальная компания "Северозапад-Прикамье", уставный капитал которого сформирован за счет бюджетов нескольких субъектов федерации. Доля Пермского края - 74 миллиона, Республики Коми - 46, Архангельской области - 30 миллионов.