Белорусские троллейбусы получают все большее признание в России. На днях, например, первая такая машина была собрана в Курске из узлов и деталей, присланных минским ОАО "Белэлектромаш". Договор о сотрудничестве с ним предприятие "Курскэнерготранс" подписало в 2010 году. Создание сборочного производства также было оговорено в соглашении о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, заключенном правительствами Беларуси и Курской области. Такая кооперация выгодна обеим сторонам. И минчане, и куряне загружают свои производства, в Курске, кроме того, обновляется городской транспорт. В прошлом году "Белкоммунмаш" направил в Курск на пробу две свои машины. А в нынешнем, как предполагается, поставит партнеру уже 40 машинокомплектов, из которых будут собраны комфортабельные троллейбусы новейшей модели. Помимо Курска они станут перевозить пассажиров в Белгороде, Воронеже, Туле, Орле.
А начинал "Белкоммунмаш" как ремонтный завод, где в советские времена давали "вторую жизнь" российским троллейбусам. Сегодня предприятие само разрабатывает и выпускает разнообразный городской электротранспорт и реализует его во многие страны. В России, например, сотни минских троллейбусов успешно служат в 32 регионах, от Калининграда и Москвы до Владивостока. Так, 28 минских троллейбусов в прошлом году вышли на пассажирские маршруты в Томске. Востребованы и минские трамваи - 12 работают сейчас в Перми. На "Белкоммунмаше" сделали этот вид рельсового транспорта скоростным и бесшумным.
Однако все чаще от прямых поставок сотрудничество переходит к совместному производству. Так, у заказчика появляется возможность создать новые рабочие места, использовать местные материалы и детали, иными словами, получить дополнительные преимущества и удешевить покупку.
Уже не первый год аналогичный проект прорабатывается с санкт-петербургскими партнерами. Интерес тут в том, что в городе на Неве выпускается тяговое электрическое оборудование для городского транспорта. А стоит оно немало. Потому и была идея - поставлять из Минска корпуса машин, а в Санкт-Петербурге "начинять" их электромотором и другими электрическими узлами. Один такой троллейбус уже собран. От результатов испытаний с учетом экономической выгоды потенциальных инвесторов зависит будущее этого проекта.
Причем россиян интересуют самые авангардные разработки. Не успели в Минске заявить о намерении разработать автобус с гибридным двигателем, наименее опасным с точки зрения экологии, как появились желающие поучаствовать в этом проекте, сделать его совместным. Других привлекает оригинальный дизайн и повышенная комфортабельность городского троллейбуса "Витовт". Машина, названная в честь правителя древнего белорусского государства князя Витовта, и выглядит роскошно. Дело, конечно, не только в дизайне. Эта модель на треть экономичнее предшественников. Новый троллейбус доступен для людей с ограниченными физическими возможностями, обладает системой космической навигации и прочими "наворотами". Таких всего несколько в Минске, но есть они уже и в российских Коврове, Казани. В нынешнем году планируется сделать на базе этой модели сочлененный троллейбус повышенной вместимости.
Сейчас идут активные переговоры о поставке белорусских троллейбусов и трамваев и в другие российские города. Вполне возможно, что вскоре минский пассажирский электротранспорт появится в Новосибирске, Ярославле и Липецке.