08.02.2011 00:50
    Поделиться

    Нотариусы подключаются к базам данным по недвижимости

    Региональные нотариальные палаты начали получать особые ключи, позволяющие входить в электронные базы данных некоторых ведомств.

    Все идет к тому,что каждый нотариус сможет оформить важные документы, практически не вставая с места.

    И, например, быстро проверить, кто реальный хозяин квартиры, на которую оформляется сделка купли-продажи. Нет ли на нее других законных претендентов, не значатся ли среди жильцов иные лица, кроме тех, которые проходят по документам. Именно такие проблемы возникают у многих, когда после сделки узнают, что квартира - нехорошая.

    Прецедент создала Нижегородская нотариальная палата: все нотариусы региона получили собственную электронную цифровую подпись. Процесс, как говорится, пошел.

    В перспективе гражданину не придется обивать многочисленные пороги чиновничьих учреждений: достаточно просто прийти в нотариальную контору. Такую возможность дают новейшие технологии. Как известно, государственные службы давно перевели в цифру практически всю важную информацию, касающуюся гражданина. Где человек живет, какие платит налоги, на каких машинах ездит: все это есть в компьютерах соответствующих ведомств.

    Теоретически, такие технологии должны облегчать жизнь человеку. Зачем десять раз ходить на прием, стучаться в сто дверей, собирать тысячу бумажек, когда простой чиновник за компьютером все это может сделать легким движением руки.

    Однако, как показывает жизнь, облегчения не наступало. Базы базами, а очереди - очередями. Соответственно, хамство, взятки, произвол, все шло своим чередом. Многочисленные службы "одного окна" зачастую оказывались не совсем такими, как представлялись в мечтах.

    Может, секрет в том, что обычно чиновничьи процедуры придумываются самими чиновниками. В итоге как-то само собой получается, что все делается для удобства чиновника. Гражданин же при всех попытках столоначальников улучшить ему жизнь, получает только лишние шишки.

    Изменить ситуацию могут электронные процедуры. Они активно внедряются, но прямо скажем, внедряются сверху. У многих экспертов есть стойкое ощущение, что на низовом, и быть может, в среднем чиновничьем звене есть тихое сопротивление высоким технологиям. Потому что взятка по электронной почте не передается. А если у твоих дверей не толпится измученный народ, то притупляется чувство собственной значимости. Не в этом ли корень наших бед?

    Как бы то ни было, назад пути нет. А внедрение электронных технологий в работе нотариусов может только ускорить процесс. Теперь простой человек сможет подать все документы через нотариуса, обходя чиновные рогатки.

    Напомним, что в конце прошлого года был открыт Удостоверяющий центр нотариата. Первыми владельцами ключей электронной цифровой подписи стали члены правления Федеральной нотариальной палаты. Но в ближайшее время такие ключи должны появиться у каждого нотариуса.

    Почин сделали нижегородские нотариусы. Накануне исполнительный директор Нижегородской нотариальной палаты Игорь Чернов получил все 159 ключей, призванных обеспечить легальный оборот электронных документов. Вместе с ключами ЭЦП нотариусы стали владельцами сертифицированного средства защиты конфиденциальной информации Secret Disk 4 Workgroup Edition. Так что в чужие руки важная информация не должна уйти.

    Как рассказали "РГ" в Федеральной нотариальной палате, если человек, обратившийся к нотариусу, не имеет сертификата ключа подписи, это не беда. Нотариус, у которого есть подобный ключ, может взять на себя все дальнейшие действия по взаимодействию с госорганами.

    - Стоимость этих услуг для граждан и организаций не будет высокой, по крайней мере, она будет в разы меньше сумм, которые просят за аналогичную деятельность разнообразные посредники, - рассказывают в Федеральной нотариальной палате. - Получается полноценная "система одного окна", которая удобна как для граждан и организаций, так и для государственных органов.

    По словам нотариусов, подобная реформа будет способствовать снижению уровня коррупции, так как исключает непосредственные контакты между гражданами и чиновниками, а взаимодействие этих органов с нотариатом будет строго регламентировано на официальном уровне. Пока в нашей стране только развивается полноценный документооборот между ведомствами и нотариальными палатами. Однако, по мнению экспертов, это весьма близкие перспективы.

    Поделиться