Французский премьер Франсуа Фийон сыграл на опережение: его администрация распространила коммюнике, где рассказала о новогодних каникулах, проведенных главой правительства вместе с семьей в Египте по приглашению Хосни Мубарака.
Таким образом, Матиньонский дворец попытался снизить эффект от появившейся в среду в киосках еженедельной газеты "Канар аншене". Именно египетские каникулы Франсуа Фийона и стали "гвоздем" нынешнего номера издания, специализирующегося на разного рода разоблачениях. Хотя, по правде говоря, ничего из ряда вон выходящего в поездке французского премьера в страну пирамид не было.
Дело в полемике, которая развернулась во Франции вокруг вопроса: имеют ли право высшие чиновники пользоваться услугами лидеров арабских стран или приближенных к ним лиц в то время, как там происходят серьезные социальные конфликты?
Все началось с министра иностранных дел Мишель Альо-Мари. Та же скандальная "Канар аншене" с неделю назад поведала о "профессиональной ошибке" министра. В середине декабря она отправилась на рождественские каникулы в Тунис вместе со своим спутником, кстати, также министром Патриком Олье, который курирует в правительственном кабинете отношения с парламентом. Как выяснилось, министр воспользовалась частным самолетом местного предпринимателя Азиза Миледа в разгар народных волнений, а они, как известно, привели к "жасминовой революции" и бегству свергнутого позднее президента Зина аль-Абидина бен Али.
Так вот, как утверждала газета "Канар аншене", бизнесмен был приближенным бен Али и вся эта история, мол, бросает тень на имидж Франции. Мишель Альо-Мари в свою очередь взяла предпринимателя под свою защиту, сообщив, что Азиз Милед не только не входил в ближайший круг экс-лидера Туниса, но даже, напротив, пострадал от родственников бен Али, которые отобрали 20 процентов его туристического бизнеса.
На министра иностранных дел обрушился нескончаемый шквал критики со стороны оппозиции. Представители социалистической партии даже потребовали от Николя Саркози отправить Мишель Альо-Мари в отставку. Глава их фракции в Национальной ассамблее Жан-Марк Эйро заявил, что президент должен сменить министра, если он хочет "сохранить уважение" французов к государственным институтам. Тем не менее как президент, так и премьер в разгар полемики публично заявили о своем полном доверии главе французского МИДа. Правда, министр созналась, что допустила "оплошность", и обещала, что впредь не окажется в подобной ситуации.
Правда, ситуация с Франсуа Фийоном все-таки иная: он принял приглашение Хосни Мубарака за несколько недель до того, как в Египте стали разворачиваться нынешние события.
В коммюнике Матиньонского дворца уточняется, что премьер был размещен местными властями. Он также воспользовался самолетом египетского правительства для того, чтобы отправиться из Асуана в Абу Симбел, где посетил древний храм. Немаловажная деталь: даже находясь в отпуске, Франсуа Фийон не был полностью свободен от своих премьерских обязанностей: именно в этом качестве он встретился с Хосни Мубараком и заявил о своей солидарности с египтянами, которые погибли во время террористического акта в Александрии в начале января.
И еще. За перелет из Парижа в Каир и обратно на французском правительственном самолете Falcon 7X Франсуа Фийон заплатил из собственного кармана. По существующим правилам глава правительства обязан совершать такие перелеты на государственном авиатранспорте, во-первых, по соображениям безопасности и, во-вторых, чтобы иметь возможность в любой момент вылететь во Францию.