Капсулу космического корабля "Восток" Sotheby's может продать за 10 миллионов долларов

Как сообщило агентство Ассошиэйтед Пресс, Sotheby's в День космонавтики продаст капсулу советского космического корабля "Восток 3КА-2", в которой незадолго до полета Юрия Гагарина побывали в космосе манекен "Иван Иванович" и собака Звездочка.

Запуск этого корабля "Восток" состоялся 25 марта 1961.  Главной задачей стала дальнейшая отработка конструкций  пятого корабля-спутника  и установленных на нем систем, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности человека при полете его в космическом пространстве и возвращении на Землю. А так же для исследования влияния условий космического полета живые организмы.

Вес корабля без учета веса последней ступени ракеты-носителя - 4 695 кг. На корабле-спутнике была установлена кабина с подопытным животным (собакой "Звездочкой") и другими биологическими объектами, а также телеметрическая и телевизионная системы, радиосистема для траекторных измерений и аппаратура радиосвязи.

Космический аппарат был выведен на орбиту с высотой 178,1х247 км, наклоном 64°54' градус и периодом 88,42 минут. Бортовая аппаратура "Востока" работала в полете нормально. Через 1,92 часа после старта корабль был сведен с орбиты, во время спуска от него катапультировалось кресло космонавта с манекеном. Контейнер с собакой находился в спускаемом аппарате, который благополучно приземлился в заданном районе.

Специалисты получили большое количество ценных данных о работе конструкции корабля и его систем и о характере воздействия условий полета на живые организмы. Запуск "Востока 3КА-2" стал завершающей проверкой космического корабля перед полётом человека, состоявшимся всего через несколько недель - 12 апреля.

Как сообщили организаторы аукциона, что владелец капсулы много лет назад приобрел его в России частным образом, и теперь решил, что 50-летняя годовщина со дня полета в космос первого космонавта планеты станет удачным днем для продажи уникального аппарата. Отмечается, что из обгоревшей во время входа в атмосферу капсулы по соображениям безопасности снято все внутреннее оборудование, имевшее секретный статус до 1986 года. Предварительная оценка аппарата, диаметром 2,1 метра, сделанного из алюминиевого сплава, составляет от двух до десяти миллионов долларов.

Кстати, судя по некоторым данным, этот спускаемый аппарат уже выставлялся Sotheby`s на продажу в 1996 году. За него было предложено $500 тысяч. Но поскольку продавцы оценили аппарат в $800 тысяч, он так и не был продан.

Корреспондент "РГ" обратился за комментарием к ведущему конструктору космических кораблей "Восток" Олегу Ивановскому.

- Олег Генрихович, как такие раритеры попадают на аукционы?

- Вот этот вопрос самый сложный. Почему? Были для нашей страны очень тяжелые годы, когда зарплаты не выдавали, и  люди пользовались любой возможностью, чтобы заработать какие-то деньги. Вообще это вопрос к той фирме, которая могла пользоваться и иметь в своем распоряжении эти спускаемые  аппараты.  

- Но вы, насколько я знаю, принимали участие в запуске корабля "Восток", на борту которого был манекен "Иван Иванович" и собака "Звездочка".

- Да. Все прошло нормально. Спускаемый аппарат приземлился, а "Иван Иванович" катапультировался.

Кто такие "Иван Ивановичи"?

Как рассказал "РГ" Олег Ивановский, всего летало несколько "Иван Иванычей".  Это была не просто кукла: медики старались ее напичкать всевозможными датчиками. Причем человеческий облик она имела самый что ни на есть - и рост, и волосы, и ноготочки, и все прочее:  

- Сходство было настолько реальным, что мы были вынуждены, работая в цехе, надевать на манекены халаты. Просто неприлично было им стоять голыми, - рассказывает Ивановский.

Потом их снабдили средствами связи, шлемофоны надели, ларинги. А чтобы замкнуть весь цикл радиосвязи с Земле, в рот поместили динамик.  Долго думали, какой звук должен выдавать "Иван Иваныч"? Просто музыку поставить? Не пойдет - нужна артикуляция, человеческий голос. Просто речь записать на магнитофон? Тоже нельзя. Ведь если пойдет голос с орбиты, тут же на западе заявят, что в Советском Союзе вывели  человека в космос и он оттуда что-то кричит. А раз публикации нет, значит, это секретный пуск,  шпион в космосе. Тогда решили - запишем песню. Опять нам говорят: вы что? Космонавт сошел с ума - песни поет. В общем, остановились за записи  хора Пятницкого.  Представляете картинка? Ночь, тишина в зале - идут  комплексные испытания "Иван Иваныча". Манекен стоит прислоненный к стенке, дается команда и - он поет…. хором Пятницкого.

Самое забавное: когда повредили на одном манекене голову , с полигона на завод-изготовитель ушла телефонограмма: " У "Иван Иваныча" повреждена голова. срочно пришлите  запасную". С завода отвечают: "Запасных голов нет. Обходитесь своими".

- "Иван Иванычи" возвращались на Землю?

- Конечно. Помню когда первый из них одели уже не в белый халат, а в настоящий летный скафандр, подошел Королев. Посмотрел и говорит: "Не надо было придавать манекену такого человеческого подобия. А вдруг после приземления подойдет к манекену кто-нибудь из местных жителей - пожалуй и недоразумение может произойти." Тогда решили на спине скафандра крупными буквами написать "Макет",  а лицо под шлемом закрыть куском белого поролона и на нем сделать такую же надпись.

Что уже выставлялось на продажу

Первый аукцион по   продаже     космических     раритетов   Sotheby`s провела в Hью-Йорке 11 декабря 1993 года. Максимальную сумму -- $1,65 млн -- удалось получить за спускаемый аппарат корабля "Союз ТМ-10" с автографами космонавтов. Возвращаемая капсула спутника "Космос-1443" стоила $552,5 тысячи. Оба аппарата купил аноним-американец. Он сообщил, что намерен сдать их в аренду в музей.

Образцы лунного грунта, доставленные автоматической станцией "Луна-16", ушли за $442,5 тысячи. Нарасхват были и личные вещи космонавтов: часы, одежда, рукописи, книги.

 За металлический фрагмент ракеты-носителя первого спутника земли частный коллекционер заплатил $16,1 тысячи. За $11,5 тысячи были продано два прототипа космического туалета.

В 2001 году в Санта-Монике (шт. Калифорния, США) проходил "Весенний аукцион памятных вещей" на котором компания Space Media Inc. выставила на продажу спускаемый аппарат космического корабля "Союз ТМ-26". Вместе с аппаратом покупатель приобретал возможность посетить Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина в Звездном городке, Центр управления полетами в подмосковном Королеве и в Ракетно-космическую корпорацию "Энергия".

Это был второй возвращаемый на Землю аппарата, который выставляется на продажу. До этого момента на торги выставлялась капсула корабля "Союз ТМ-10", которая в 1993 году была продана за 1,65 миллиона долларов. Спускаемый аппарат КК "Союз ТМ-26" предполагается продать по цене от 2 до 2,5 миллионов долларов.

В 2008 году  на Sotheby`s выставлялись исторические реликвии, принадлежавшие первому космонавту Юрию Гагарину. Копия трехстраничного машинописного отчета Гагарина о полете корабля "Восток" 12 апреля 1961 года, написанного спустя три дня после исторического события, предварительно оценивался в $500-700 тысяч и являлся одним из самых дорогих лотов нынешних торгов. Еще один экспонат - страница выступления на госкомиссии за двое суток до полета, оценивался в $200-300 тысяч долларов. Но все документы не нашли своего покупателя.

Невостребованными на торгах также оказались дневники и записки академика Василия Мишина, близкого соратника Сергея Королева и известного конструктора ракетных и космических комплексов. Их предпродажная оценка составляла до полумиллиона долларов.

Реликвии остались в коллекции миллиардера Росса Перо, который приобрел их на торгах Sotheby`s в 1993 году, когда они были впервые выставлены на продажу.

"Роскосмос" тогда  с сожалением воспринял информацию о выставлении на продажу на аукционе Sotheby`s раритетов советской космонавтики. Была надежда, что российские предприниматели купят и вернут исторические документы на родину, а возможно - подарят музею космонавтики. По его словам представителей Рокскосмоса, само агентство не располагает средствами на покупку исторических документов.       Принимаются меры, - отмечали они, - чтобы документы с автографами Сергея Королева и других главных конструкторов оставались вечно на государственном хранении, с передачей этих документов в ведение министерства культуры, а именно - Федерального архивного агентства, которое ведет государственный реестр уникальных документов.

В подобных распродажах участвуют и много американских космических раритетов. Для США подобные аукционы стали весьма солидным пополнением казны. Например, продавался флаг, побывавший на Луне в 1969 году в ходе экспедиции "Аполлона-11", с автографом астронавта Эдвина Олдрина (стартовая цена - 25 тыс. долларов); отчет о полете, написанный Аланом Шепардом, первым американцем, посмотревшим на Землю из космоса 5 мая 1961 года (35 тыс.); фотография с автографами членов экипажа корабля "Чэлленджер", взорвавшегося при старте в январе 1986 года (9 тыс.).

Между тем

Спустя несколько дней после затопления в Тихом океане станции "Мир" на продажу через Интернет был выставлен обломок орбитального комплекса - всего за сто долларов. Кусок обшивки с проводами якобы был выловлен рыбаком Майклом Коннери. Впрочем, специалисты считают, что история с продажей обломка "Мира" - мистификация. В месте падения станции глубина океана такова, что даже самому удачливому рыбаку вряд ли удалось бы что-то выловить. Кроме того, обломки разогревались до 2 - 3 тысяч градусов, и уж проводка-то при такой температуре точно бы выгорела.

Но желающих поживиться за счет космоса это не остановило, и в Интернете замелькали другие предложения: купить спекшиеся кусочки металла со станции "Мир" уже всего... за десять долларов.

Как космонавты относятся к тому, что на аукционах за рубежом часто выставляются на продажу космические раритеты?

Вот что сказал корреспонденту "РГ" летчик-космонавт, Герой Советского Союза Виктор Афанасьев:

- Как попадают на аукционы скафандры? Трудно сказать. Нам скафандры сейчас не отдают. Но раньше такое было: знаю, у Юрия Романенко его скафандр остался. Мы же можем забрать только перчатки.  После своего первого приземления я их дал подержать кому-то из встречающих. "Держит" до сих пор.  Потом уже поступал по-умному: все - перчатки, часы, зеркало  отдавал на хранение врачу, а потом забирал. Правда, одну перчатку подарил сам - замечательному конструктору Гаю Северину, в чьих скафандрах мы работаем. Остальные  храню.