В пятый раз в культурном святилище австрийской столицы, в знаменитом дворце Хофбург, шестьсот лет олицетворявшем династию Габсбургов, прошел Русский бал, ставший за эти годы в Вене одним из "символов" современного российского искусства.
Добиться за пять лет таких успехов, чтобы на Русский, а не на венский бал в австрийскую столицу приезжали специально из Германии, Голландии, Америки, Великобритании, России, почти нереально. Ведь Вена с декабря по март беспрерывно танцует на собственных балах, которых больше трехсот, включая самые знаменитые - Новогодний "Кайзеровский" в Хофбурге и Венский оперный. Однако Русский бал мгновенно обосновался в кругу рейтинговых событий зимней Вены, потому что смог предложить свои гостям не только танцы, но и обширную гала-программу русского искусства, притягивающую в Церемониальный зал Хофбурга поклонников русской культуры, музыки Чайковского и Рахманинова. Неудивительно, что одной из фанаток Русского бала стала сама управляющая Хофбургом Рената Данлер, не пропустившая за пять лет этот бал ни разу, а также деловые люди из разных стран, желающие лучше понимать современную русскую культуру и менталитет.
Собственно, эта установка и формулировалась хозяйкой бала Натальей Хольцмюллер, выпускницей Ленинградской консерватории, буквально в воздухе "поймавшей" идею представлять в Вене, переживающей сегодня шумное, порой агрессивное "нашествие" русских на торговые улицы и отели, иной, "культурный" образ России. Причем в привычном для Европы светском формате - бала, где традиционно не только танцуют, но и общаются, завязывают деловые и дружеские контакты. Идею на старте поддержал Валерий Гергиев, давно проводящий в рамках фестиваля "Звезды Белых ночей" бал в Царском Селе.
Так в Вене появился новый культурный проект из России: Русский бал в кайзеровском дворце. За пять лет на балу выступили артисты и оркестр Мариинского театра, Петербургский театр комедии имени Акимова, солисты московской "Новой оперы" и балетной труппы Венской оперы, артисты из Владикавказа, скрипач и дирижер Максим Венгеров. На нынешнем, юбилейном балу, проходившем под старинным девизом "Союз нерушимый", представили московскую "сборную" - Театр оперетты и Мюзик-Холл, Московский ансамбль танца "Алания" и звезд драматической и оперной сцены - Василия Ланового и Татьяну Печникову ("Новая опера"). Но надо заметить, что несмотря на все атрибуты имперского бала - фанфары и мраморные колонны, сверкающие хрустальные люстры и блестящий, как лед, паркет, стремительные венские вальсы в исполнении Венского оркестра Шенбруннского дворца (дирижер Гвидо Манкузи), программа, показанная в Хофбурге москвичами, неуловимо вызывала ассоциации не с помпезной дворцовой атмосферой, а с ностальгическим жанром советских телевизионных "огоньков". Гостей, поднявшихся по парадной мраморной лестнице Хофбурга, встречали артисты Московской оперетты в пудреных париках и камзолах XVIII века, а уже в знаменитом зале Церемоний, где когда-то во времена Венского конгресса русский император Александр I дал знаменитый бал, сразивший современников своей роскошью, хозяйка вечера Наталья Хольцмюллер приветствовала всех, открыв с Василием Лановым бал вальсом под музыку Шостаковича из "Джазовой сюиты". И до глубокой ночи в Хофбурге звучала популярная русская и советская музыка: Татьяна Печникова исполнила арию Людмилы из оперы "Руслан и Людмила" Глинки и романс "Белой акации гроздья душистые" Баснера и Матусовского, к которому неожиданным актерским экспромтом присоединился Лановой (незабываемый Шервинский из "Дней Турбинных), Татьяна Зайц станцевала вальс под музыку из "Метели" , а артисты оперетты исполнили советский хит - фрагменты "Холопки" Стрельникова, публика пришла в восторг от юного Тимура Сланова, осетинского "Лоретти" и особенно - от яростных и зажигательных танцев "Алании". Наконец в полночь венский оркестр исполнил "Бой часов" из прокофьевской "Золушки". И в завершение коллективным громом грянула "Широка страна моя родная". Оценить этот патриотический пыл по достоинству смогли, конечно, только русские, вздрогнувшие от нахлынувших ассоциаций. Для большинства же гостей бальный вечер стал абсолютным открытием терра инкогнито - советской эстрады и оперетты.
Еще несколько часов, почти до рассвета продолжались в Церемониальном зале, украшенном гигантскими хрустальными люстрами, подаренными императором Александром I, танцы в разных жанрах - от вальсов до фламенко. И было заметно, что русские гости не проходили танцевальной школы, без которой ходить на балы в Вене не принято. Впрочем, это дело будущего, поскольку в Москве уже возрождается традиция исторических балов. Организовывают их Общества старинных танцев (ближайший, кстати, состоится 25 февраля в Российском молодежном театре совместно со студией "Ангаже"). Так же, как в Вене, к московским историческим балам гости готовятся заранее, заказывая бальные платья и посещая специально организованные по этому случаю занятия. И вернуть эту утраченную часть русской культуры, как образец высокой бытовой традиции, представляется сегодня актуальным.
Василий Лановой, народный артист СССР:
- Главное, чтобы у людей было желание встретиться, повеселиться, пообщаться, потанцевать. Бал - это замечательная вещь. Это наша история! И если наконец мы стали уделять внимание русской песне, то почему не уделить внимание и русским балам? Ведь это огромная культура XVIII-XIX веков российской истории - и театральная, и музыкальная, и поэтическая. Прекрасные залы, танцы, общение - высочайший уровень бытовой культуры, который, конечно, надо возродить.
Татьяна Печникова, солистка "Новой оперы":
- Традиции надо поддерживать. А такой бал, как в Хофбурге - это и пропаганда российского искусства за рубежом. Ведь наши гости из разных стран сегодня впервые услышали и "Белую акацию", и "Застольную песню" Дунаевского. Такие программы, где поют, танцуют, читают стихи, где представляется история костюма, просто необходимы нам в России. Это наша огромная культурная история.