Поделиться

    Дмитрий Песков: Переговоры по "Мистралям" в тупик не заходили

    С началом реализации грандиозного проекта по оснащению ВМФ России универсальными десантными кораблями типа "Мистраль" могут возникнуть серьезные проблемы.

    В прессу просочилась информация о том, что при подготовке окончательного варианта контракта на строительство двух первых УДК во Франции возникли серьезные разногласия. Подписание контракта отложено. Однако пресс-секретарь премьера РФ Дмитрий Песков опроверг появившиеся в СМИ сообщения о том, что переговоры России с Францией о покупке вертолетоносцев "Мистраль" зашли в тупик.

    "Эта информация не соответствует действительности. Это крупный проект, и определенные моменты возникали и будут возникать, но еще раз подчеркиваю - эта информация не соответствует действительности", - сказал Песков.

    Между тем, специалисты, давно участвующие в подготовке соглашения по "Мистралю", никогда не скрывали, что проблемы возникли не вчера.

    Решение о том, что Россия выбирает "Мистраль", было озвучено в конце прошлого года. Однако сам контракт до сих пор не заключен. И это, увы, было ожидаемо.

    Вспомним историю. Когда на военно-морском салоне Euronaval-2008 главком ВМФ Владимир Высоцкий объявил о том, что Россия хочет приобрести во Франции универсальные десантные корабли, это прозвучало как гром среди ясного неба. Даже представители "Рособоронэкспорта" в это  не сразу поверили, посчитав, что адмирал просто шутит. Оказалось, у главкома были очень серьезные полномочия, чтобы делать такие заявления. Тогда же впервые прозвучала приблизительная стоимость кораблей - 400-600 миллионов евро. Сумма варьировалась в зависимости от комплектации и количества заказанных УДК. Поскольку разговор наших военных моряков и руководства корпорации DCNS какое-то время шел совершенно открыто, то можно было услышать - французы  понижали стоимость строительства УДК в прямой зависимости от количества заказов. Когда было сказано: ВМФ готов заказать не менее четырех вертолетоносцев, то топ-менеджеры DCNS твердо заявили, что вполне смогут уложиться при строительстве в стоимость даже меньшую, чем 400 миллионов. На что один из членов нашей военной делегации негромко сказал: яхта Абрамовича дороже стоит.  

    Понятное дело, все эти эмоциональные высказывания о будущей стоимости проекта серьезно воспринимать не имело смысла. И все-таки нижний предел при заказе не менее двух кораблей назывался в 400, а верхний, если будет заказываться один УДК, - 600 миллионов.

    Очень скоро на том же Euronaval-2008 все переговоры по "Мистралю" были засекречены и велись в очень узком кругу специалистов. Однако даже по завершении военно-морского салона руководители делегации "Рособоронэкспорта" лишь разводили руками и говорили, что для них самих вероятность начала подготовки контракта о закупке современных боевых кораблей во Франции все еще кажется маловероятной.

    Но, как говорится, процесс пошел. Были сформированы группы специалистов из числа профессиональных спецэкспортеров, которые занялись подготовкой контракта. По существующему законодательству, надо было бы сначала объявить международный тендер, обозначить свои требования, изучить все поступившие предложения, затем принимать решение. Нет же, изначально шла форсированная подготовка контракта с вполне конкретной страной. А тендер объявили лишь осенью прошлого года и почти сразу подвели его итоги.

    При этом в основном представителями военного ведомства, делались  многообещающие заявления о том, что реализация контракта позволит поднять технологическую базу отечественной судостроительной промышленности, даст толчок развитию российского морского вертолетостроения, принесет нашей стране еще много чего хорошего. Наверное, так и задумывалось. Но ведь все эти благие намерения в обязательном виде должны были закрепляться контрактными обязательствами. Однако еще год назад один из ведущих специалистов Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству на условиях анонимности сказал, что крайне удивлен той легковесности, с которой в Минобороны подходят к сделке по "Мистралям". Возможно, так оно и было. И когда все пожелания российской стороны стали облачаться в контрактную форму вполне реально могли возникнуть серьезные осложнения, прежде всего по стоимостной оценке всей сделки.

    Как написал "Ъ", и этому можно верить, возник "ряд принципиальных разногласий, в первую очередь по цене покупаемых кораблей". Будто бы теперь Франция с учетом всех наших пожеланий оценивает строительство двух "Мистралей" в сумму 1,15 миллиарда евро. То есть, стоимость одного УДК приблизилась к самой максимальной сумме, озвученной еще в 2008 году - к 600 млн евро. И это при заказе двух вертолетоносцев, а в перспективе - четырех!

    К тому же, ВМФ, как сообщается, до сих пор не определилось с окончательным обликом заказываемых УДК. Вносятся все новые и новые поправки в техзадание. А это опять же затягивает сроки подписания контракта. Кстати, буквально по ходу его подготовки возникла идея строительства вертолетоносцев силами российско-французского совместного предприятия. Об СП вроде договорились, но не решили, где его регистрировать - во Франции или в России. Опять конфликт, опять задержка.

    Не стоит сомневаться, что контракт по "Мистралям" все-таки будет подписан. А всех трений и задержек можно было избежать, если бы изначально к столь серьезной сделке и подходили со всей серьезностью, тщательным предварительным просчетом всех "за" и "против", с оценкой всех возможных "подводных камней".  

    Поделиться