Министерство юстиции опубликовало масштабную программу, которая может полностью изменить наше представление о системе взыскания долгов.
Нерадивых родителей-алиментщиков предлагается перевести с "процента" на твердую сумму алиментов, которую будет назначать суд. У неплательщиков могут отзывать водительские права или приостанавливать профессиональные лицензии. Также под запрет для должника могут попасть охота, рыбалка и даже водные виды спорта. Как говорится, любишь кататься на скутере, люби и по долгам платить.
Такие инициативы записаны в проекте долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений. Но ими список громких идей не ограничивается: если вчитаться в казенные строчки документа, можно найти немало пищи для размышлений, а может даже - переживаний. Впрочем, инициативы судебных приставов традиционно вызывают жаркие споры в обществе.
Например, предложение забирать у должников водительские права до расплаты обсуждается давно. Приставам идея нравится, а среди адвокатов и правозащитников слышен ропот. Кто-то из юристов-скептиков даже иронизировал, мол, не пора ли приставам описывать, скажем, еще и тещу должника?
До этого, безусловно, не дойдет. Зато если гражданин попытается переписать на любимую тещу имущество, дабы целее было, проблемы действительно могут возникнуть. Теоретически сделку могут признать ничтожной и отменить. Это значит, что все вернется к должнику, чтобы быть продано. Программа предлагает разработать упрощенные судебные механизмы по рассмотрению подобных дел. А иски смогут подавать сами приставы.
Сегодня, если должник фиктивно переписал "заводы, дворцы, пароходы" на кого-то другого, подавать иски в суд о признании сделки недействительной может только взыскатель. То есть человек, которому должны и не отдают. Минюст предлагает наделить и приставов правом обращаться в суд по этому поводу. Собственно, это их работа - находить такое имущество и добиваться его возвращения законному владельцу, чтобы тот смог выплатить долги.
"Упрощенный порядок судебного разбирательства в исполнительном производстве должен стать универсальной формой судебной защиты прав сторон исполнительного производства", - говорится в документе.
А подтолкнуть должника к скорейшей расплате может и ограничение его в каких-то важных правах. Допустим, водительских. Как утверждают судебные приставы, это нормальная международная практика.
Как сообщили "РГ" в Федеральной службе судебных приставов, по мнению специалистов ведомства, временное ограничение специальных прав должно применяться по делам, где сумма задолженности превышает пять тысяч рублей. Другой вариант: человек должен выполнить какие-то неимущественные требования. Скажем, разрешить бывшему супругу видеться с ребенком. Или снести забор. В одном из регионов был курьезный случай: суд запретил жильцам коммунальной квартиры пользоваться ванной больше 20 минут. Со стороны это может показаться смешно, а в коммуналке среди соседей кипели нешуточные страсти.
Между тем сейчас есть большая проблема с исполнением таких решений. Как заставить человека чтить Гражданский кодекс? Арестовывать имущество нельзя, его деньги никому не нужны. Зато ограничение специальных прав могло бы помочь. Допустим, должник заядлый охотник. Тогда ему придется посидеть дома, пока не сделает все, что суд прописал. Но если должник занимается извозом или, скажем, рыболовным промыслом, соответствующие права у него не отнимут. Не будет ограничений и в том случае, если должник докажет, что не мог вовремя выполнить решение суда по каким-то уважительным причинам.
Еще один острый вопрос - алименты. Как их отдавать? Сегодня, как правило, алиментщики отдают определенный процент от зарплаты. Минюст предлагает радикально изменить практику и устанавливать твердую сумму.
Как полагают авторы документа, нынешняя практика не подталкивает должника к поиску новых заработков. Если человеку приятней лежать на диване, чем заботиться о детях, что-то с ним сделать трудно. А ведь часто возможности вокруг есть, просто родитель не хочет напрягаться.
Мол, все равно деньги заберет "эта" бывшая и неизвестно на что потратит. Некоторые и вовсе уклоняются от алиментов, считая их несправедливыми. Другая сторона медали: новые дети, которые появились в другой семье должника-родителя, созданной после развода. У кого больше прав на деньги папы - вопрос еще тот.
"Предусмотренный законодательством механизм определения размера алиментов также часто влечет нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних детей должника в новом браке, находящихся у него на содержании", - говорится в документе. Поэтому предлагается изменить порядок: чтобы суд устанавливал алименты исключительно в твердой сумме с учетом размера прожиточного минимума в регионе, потребностей конкретного ребенка, состояния его здоровья, уровня жизни, когда родители еще были вместе.
"При этом размер алиментов подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции постановлением судебного пристава-исполнителя, вынесенным по заявлению взыскателя", - сказано в документе. В службе судебных приставов считают этот порядок более справедливым. Алиментщику не придется скрывать свои заработки, чтобы что-то "сэкономить" на детях. С другой стороны, если он получает меньше, оправдания приниматься не будут. Конечно, при этом останется проблема неравенства. Сыну богатого отца, ходившему в элитную школу, видимо, назначат большую сумму, чем, скажем, дочке ушедшего из семьи слесаря. Мотивация такая: ребенок уже привык к элитной школе, занимается в платных секциях, значит, отец должен и дальше покрывать эти расходы. У ребенка из бедной семьи ничего этого не было, ну и не будет. По-человечески это очень грустная логика. Тем не менее процентая ставка от отцовских зарплат тоже не уравнивает жизнь детей.