ФАС внесла в правительство проект изменений в закон о госзакупках

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) внесла в правительство РФ концепцию проекта закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа", сообщило ведомство во вторник. Концепция законопроекта содержит предложения о внесении изменений в закон 94-ФЗ и иные законодательные акты, направленные на значительное совершенствование существующих норм законодательства о размещении заказов.

"Усовершенствованный законопроект направлен на обеспечение целостности законодательства Российской Федерации о размещении заказов и в то же время позволяет увязать в единое целое все стадии размещения заказов, начиная от стадии планирования закупок, заканчивая стадией исполнения контрактов и комплексным анализом полученных результатов", - говорится в материалах ФАС. ФАС России предлагает существенно пересмотреть подходы к порядку проведения конкурсов, в том числе минимизировать влияние на выбор победителя конкурса субъективного мнения членов конкурсных комиссий при рассмотрении вопроса о качестве предлагаемой продукции и квалификации участников конкурса, а также "заменить конкурентный, но коррупционный запрос котировок на более эффективный и сокращенный по времени электронный аукцион". Также ФАС России предлагает ввести ограничения на госзакупку потребительских товаров премиум-класса для нужд чиновников. "Правительству РФ ежегодно, не позднее 1 октября необходимо принимать решение об установлении на следующий год предельных нормативов для определения товаров, закупаемых заказчиков (например, невозможность закупки автомобилей Lexus, Infinity и тому подобных)", - говорится в предложениях ФАС. Эти нормативы должны разрабатываться профильными федеральными ведомствами по каждой группе товаров, закупаемых за бюджетные средства, и должны быть обязательными к исполнению всеми государственными и муниципальными заказчиками.

Кроме того, ФАС предлагает ввести обязанность заказчиков обосновывать установленный уровень начальной цены контракта с указанием ее источников, централизовать установление требований к стандартной закупаемой продукции, в том числе и с учетом инновационной составляющей. "Помимо прочего, законопроектом предусматривается необходимость введения короткой административной процедуры расторжения заключенных контрактов и необходимость ввода государственной пошлины для обеспечения возможности участникам подавать жалобы в электронной форме", - отмечает антимонопольная служба. По мнению ФАС, данные предложения "обеспечат закупку для государственных и муниципальных нужд современной инновационной продукции, а также создадут необходимую мотивацию должностных лиц заказчиков к эффективному расходованию бюджетных средств".

Ранее Минэкономразвития опубликовало концепцию закона о Федеральной контрактной системе, предусматривающую существенное расширение свободы выбора заказчика при размещении контракта. Действующий закон о госзакупках МЭР предлагает отменить. "Крайне важно исходить не из отмены целостной системы, сформированной в сфере размещения заказов (в том числе многочисленных подзаконных актов, разработанных и принятых в течение пяти лет), а из необходимости скорректировать данную систему, внеся изменения в 94-ФЗ, исключающие недостатки, сохранив при этом достигнутые положительные результаты", - говорится в материалах ФАС.

Представители антимонопольной службы уже высказывали мнение, что предложения Минэкономразвития приведут к резкому всплеску коррупции в сфере госзаказа. Так, критику вызвало предложение, кроме электронного аукциона, применяемого сейчас в большинстве случаев, ввести открытые и закрытые конкурсы. На усмотрение заказчика остается, вводить или нет предварительную квалификацию перед торгами и конкурсами. Кроме того, для размещения заказа МЭР предлагает в некоторых случаях ограничиться конкурентными переговорами. Таким образом, министерство надеется отсеять от госзаказа поставщиков с неважной квалификацией, выигрывающих сейчас из-за низкой цены. Министерство надеется также создать сквозной цикл организации закупок, анализ и сопоставление ключевых параметров контрактов.

ФАС предлагает для исключения случаев закупки некачественной продукции обязать профильные федеральные ведомства разработать типовые требования к стандартным товарам и услугам, а также ежегодно определять инновационные требования к продукции. Кроме того, служба предлагает для повышения профессионализма заказчиков наделить министерства полномочиями по закупкам для подведомственных учреждений: например, каждой библиотеке нет смысла заниматься госзакупками - заказчиком для всех библиотек централизованно должно выступать профильное ведомство.

ФАС также выступает за введение дополнительных требований к исполнителям госзаказа в таких творческих сферах как НИОКР, экспертизы, юридические услуги. При службе планируется создать межведомственную комиссию, которая в ускоренном режиме - до 10 дней - рассматривала бы вопросы о расторжении контрактов по госзакупкам. Сейчас такие решения могут приниматься только через суд.

ФАС приводит статистику, согласно которой за 5 лет действия закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государству удалось сэкономить 1,068 триллиона рублей. "Интересно, что с введением электронных аукционов значительно увеличилась экономия средств федерального бюджета - с 77 миллиардов рублей в 2009 году до 171 миллиарда рублей в 2010 году", - отмечает ФАС. Под экономией понимается разница между начальной (максимальной) ценой контракта и ценой заключенных контрактов. "Существует миф, что достигнутая экономия - это просто завышение начальной цены контракта. Действительно, часто начальная цена контракта завышена. Однако если бы не применялись нормы 94-го закона "О размещении заказов", если бы не было конкуренции между поставщиками, заказ исполнялся бы по завышенной цене, а бюджет терял бы огромные деньги", - приводятся в материалах ведомства слова начальника управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа Михаила Евраева.