Валерий Кичин: Судьба Виталия Вульфа вошла в ряд легенд, о которых он так увлеченно нам рассказывал

От нас ушел Виталий Вульф. После долгой изнурительной болезни, во время которой он не прекращал сниматься для телепрограммы "Мой серебряный шар", записывать радиопередачи, руководить радиостанцией и телеканалом "Россия - Культура".

Как он, уже тяжело больной, умудрялся выполнять все эти многотрудные обязанности, - тайна, ключом от которой владеют только необычайно трудолюбивые люди. Люди, для которых работа - и есть жизнь. Он и расстался с нами, как актеры умирают на сцене.

Всю глубину потери мы ощутим не сразу. Постепенно обнаружится, что света, который несет с собой высокая культура, на телеэкранах стало еще меньше. Что порвалась еще одна нить, соединявшая нас с вечным и нетленным, с памятью о великом театре недавнего прошлого, о людях, творивших искусство ХХ века. И мы поймем, что расстались с одним из последних рыцарей, верно служивших тому, что люди называют идеалом.

Как часто бывает с талантами, пробивался Виталий Вульф долго и трудно. Ему было уже много лет, когда Владислав Листьев разглядел в театроведе и переводчике Теннесси Уильямса уникального мастера художественного рассказа и предложил ему программу на телевидении. Так возник "Серебряный шар", всколыхнувший нашу память и обративший ее к основам национальной культуры, к персонам, которые сотворили весь русский ХХ век. Эта передача стала делом жизни Виталия Вульфа, на основе этих устных рассказов были написаны книги, ушедшие мастера театра и кино вновь вошли в круг наших любимцев и наставников. Вульф возвращал нам полузабытое умение романтизировать прошлое, восхищаться талантом и душевной красотой; вопреки новейшим веяниям, он настойчиво восстанавливал ту связь времен, без которой страна не может двигаться дальше.

Он обладал уникальной памятью, помнил в подробностях, как рождались и умирали спектакли и театры, а тонкая душевная организация позволяла ему интуитивно чувствовать своих героев - казалось, он их знал лично, беседовал за чашкой кофе не только с его современницей Аллой Демидовой, но и с Вивьен Ли, и с Марлен Дитрих, и с Верой Холодной, ушедшей из жизни задолго до его рождения. При этом он обладал тактом и вкусом джентльмена, никогда не опускался до перемывания чужих "косточек", - остро ощущал грань между любознательностью и любопытством, сведениями и сплетнями. Сплетни он ненавидел, приходил от них в ярость. Но мало кто так понимал чужую боль.

Настоящее признание пришло к нему тоже поздно. Телепрограммы сделали его популярным - его заметили, стали приглашать и награждать. Кто-то из сильных мира сего, отпустив ему комплимент, случайно поинтересовался жилищными условиями новой звезды, и Виталий Вульф перебрался наконец из своей однокомнатной хрущевки у зоопарка в квартиру, где можно было хранить архивы и работать.

"Серебряный шар" выходил на Первом канале, но почему-то оказался там не ко двору. Автора позвали на канал "Россия", и там стал выходить, уже в новом обличье, "Мой серебряный шар".

Вульфу было уже совсем много лет, когда его назначили главным редактором радио "Культура". Он никогда не занимал должностных постов и по-детски радовался: "Это мой первый кабинет!". И с молодой энергией отдался обустройству радиоканала, который в кругу типовых российских радиостанций казался оазисом вкуса и разума. Его стараниями там был возрожден некогда славный, а ныне забытый жанр радиоспектакля. И он не раз спасал это важнейшее для страны радио от атак тех, кому само понятие культуры кажется "нерейтинговым" и враждебным. Понимал, что именно в серебряном шаре великой национальной культуры и хранятся идеалы, надежды, стимулы для развития всей страны. Вскоре его позвали на телеканал "Культура" - и он стал там одним из руководителей, не бросая любимое детище - "культурное радио".

Все это богатство души, знаний, живых, действенных, надежных идеалов было с нами еще вчера. Теперь судьба Виталия Вульфа вошла в ряд легенд, о которых он так увлеченно нам рассказывал.