Система госзакупок в России должна быть изменена.
С этим никто из участников "круглого стола", организованного вчера Комитетом Госдумы по строительству и земельным отношениям, не спорил. "Переписать" принятый в 2005 году Федеральный закон за N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предложил депутатам президент Дмитрий Медведев в своем ежегодном Послании. В этом законе, принципиально важном и революционном, по словам первого вице-спикера нижней палаты парламента Олега Морозова, обнаружились "глубинные мины, которые сейчас начинают взрываться". С 94-м получилось как всегда, хотя хотели как лучше: чтобы была прозрачность, высокая конкуренция, и не заоблачные цены, и качественные товары и услуги. А вышла "процедурная ловушка", когда цена стала диктовать все - что покупать, у кого покупать. И это, заметил Морозов, часто позволяло плохому выигрывать в конкуренции у хорошего.
Обсуждая новую концепцию правового регулирования госзакупок, участники слушаний пытались найти такие правила поведения для представителей государства, в рамках которых они действовали бы как представители эффективного собственника. Как считает председатель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, "эта процедура поведения эффективного собственника является ключевой для оценки эффективности действующего и будущего законов". Действующий, по мнению Шаккума, не давал ответа на вопрос, "сможет ли сегодня идеальный чиновник выйти на рынок и купить наилучший товар по наименьшей цене". Ни в этом законе, ни в иных нормативных актах "нет понимания и подходов к определению справедливой цены закупки" и критериев эффективности действий чиновника.
"Сегодня эффективность сведена к одному параметру - снижение стартовой цены. Каков полученный результат - никто не оценивает. В отсутствие стартовой цены и критериев эффективности закупок в 94-м законе была сделана попытка найти "волшебную" универсальную процедуру, когда недобросовестный заказчик должен был приобрести у недобросовестного поставщика наилучший по качеству и наименьший по цене товар. Такой процедурой явился электронный аукцион, который годится только для простых каталожных товаров или биржевой торговли и не применим для технически сложной продукции, подрядных работ. Одновременно с "волшебной процедурой" был открыт допуск на рынок для всех без исключения желающих исполнить заказ. В итоге закон дает конкурентные преимущества недобросовестным подрядчикам, которые демпингуют, судятся - все козыри у них в руках", - оценил правоприменительную практику 94-го закона глава профильного комитета. То есть красивая идеология о выходе на рынок всех желающих сработала с точностью до наоборот. В результате коррупция расцвела пышным цветом".
Новый закон, по мнению депутатов Госдумы, должен исходить из презумпции добросовестного заказчика и обеспечивать открытость и прозрачность его деятельности. А правительство должно подготовить инструментарий для определения диапазона справедливой цены и определить критерии эффективности заказчика. Необходимо также персонифицировать ответственности заказчиков, участников размещения заказов и контролирующих органов за срыв размещения заказа и исполнения контракта.
Свой вариант перестройки системы госзакупок подготовило и министерство экономического развития. Как сообщил на "круглом столе" замглавы ведомства Алексей Лихачев, текст концепции закона "О федеральной контрактной системе" уже размещен на сайте министерства и "находится на втором этапе межведомственного согласования". Главной новацией законопроекта станет "регулирование всего цикла государственных закупок". Предполагается создать реестр муниципальных и государственных нужд и определить способы оценки эффективности исполнения контрактов и "уровня удовлетворения государственных нужд".
"В концепцию будущего нового закона заложено разделение государственных нужд на публичные обязательства органов власти и на те нужды, которые необходимы для обеспечения их деятельности", - уточнил глава департамента развития конкуренции минэкономразвития Александр Пироженко. И "в случае сокращения, например, бюджетного финансирования, как это было в 2009 году, в первую очередь должны секвестироваться те затраты, которые обеспечивают именно функционирование органов власти, а не обеспечение публичных нужд" . "При этом, - считает Пироженко, - обеспечение нужд госорганов власти должно проходить по нормативам обеспеченности, чего сейчас нет". Отсюда, "собственно, и возникают золотые кровати, бронированные "мерседесы" за 20 миллионов и так далее".