17.03.2011 00:01
Поделиться

Виктор Третьяков даст концерт в Кремле

Этого барда публика знает главным образом лишь по озорной песне "Тюбик".

Но Виктор Третьяков, которому 7 марта исполнилось 50, не просто автор и исполнитель собственных песен, кстати, самых разных - лирических, военных, философских. Предлагаем вам несколько историй из жизни Виктора в исполнении автора - на сей раз не под гитару.

Заменяя Френкеля

"Обработка металлов резанием" - это была не та профессия, с которой попадают на сцену. И при всем желании я, выпускник рижского электромеханического техникума, и не попал бы на нее, если бы не Ян Френкель. Он тогда, в 1988-м, отдыхал в Юрмале и попросил устроить ему концерт в Риге, и так, чтобы одно отделение отыграли какие-нибудь молодые ребята. И вот Дворец культуры ВЭФ - и живая легенда, Ян Абрамович Френкель выводит меня на сцену... А через какое-то время - звонок из Юрмалы: "Вить, у нас "слетел" концерт, не мог бы ты подменить?" Я приехал, отыграл и после концерта спросил - кого заменял. "А должен был приехать Френкель, но он умер".

С места в эфир

Среди 10 человек пришедших на мой первый концерт в рижском ДК "Октобрис" была девушка, что рассказала обо мне журналисту с радио. Я записал там несколько песен, среди которых был "Разговор с "афганцем" и так попал в Москву, в "Полевую почту "Юности". С Королева, 19, мы не могли упустить возможность пройти на Королева, 12, в молодежную редакцию ЦТ. И тут же увидели в коридоре Сергея Ломакина, ведущего "Взгляда"! Мы его чуть ли не к стенке прижали - вот, парень, про Афган поет. И тут же идет Юрий Бершидский, музредактор "Взгляда". Ломакин показывает на него, мы Юре ставим на диктофоне "Разговор...", он тащит нас к режиссеру, "афганцу" Максиму Иванникову. Тот послушал и сказал: "Послезавтра в эфир".

Бесшумный рев

С первым диском вышел анекдот. Под свой закат на фирме "Мелодия" искали новые формы подачи материала. В моем случае они, видимо, решили сымитировать концерт в формате "live". Мне велели после каждой песни общаться с "залом", а при сведении между песнями положат запись "бурных аплодисментов". Посадили в студию, я отыграл 14 песен подряд, после каждой говорил "спасибо, спасибо, а следующая песня называется..." и т.д. Когда я привез с апрелевского завода коробку авторских экземпляров и завел пластинку, то услышал следующее: после каждой песни я говорю кому-то "спасибо"... в гробовой тишине. Рев стадиона, конечно же, подложить забыли.

Слова и аккорды

Однажды мою песню предложили известному эстрадному певцу - тот не взял, посетовав, что там "очень уж много слов". А для бардов, в этих песнях, по-моему, многовато аккордов. Некоторые вещи, например, "Весенний романс", начинаются с музыки, которая всегда подсказывает тему песни. А вещи, что начинались со стихов, как правило, менее музыкальны. Вот "Физика": "Если хочешь быть правым - не бегай налево, если хочешь быть первым - не спи за рулем! А захочешь, чтоб рядом была королева, для начала попробуй сам стать королем". Мысль простая - и мелодия получилась такой же.

Я начинал, понятия не имея об авторской песне и до сих пор не задаюсь вопросом, какой у меня жанр. Я в Останкино участвовал в финальном концерте "Песня года", вполне попсовом, бывал почетным участником "Грушинки", лауреатом Национальной премии "Шансон года". Меня мало интересует, куда можно отнести мои песни, мне важно, чтоб они подвигали слушателя на какую-то внутреннюю работу. А через какие ворота они до него дойдут - безразлично.

Планетарный тюбик

"Тюбик" меня просят спеть практически на каждом концерте и все спрашивают - реальная ли это история. А такие реальные истории случаются в каждой семье. Когда заканчивается любовь, мы надоедаем друг другу и начинаем обращать внимание на мелочи. Многих, например, раздражает забрызганное пастой супруга зеркало, или туалетная бумага свиса.ющая с рулона у стены, а не с внешней стороны. В семейной жизни много тонкостей.

Главное - захотеть

Я всю жизнь придумываю какие-то невероятные вещи, а потом это материализуется. И 50 лет задумал отметить в Кремле - да под симфонический оркестр! И тут же появились люди, которые свели меня с главным режиссером Кремлевского дворца, возникли спонсоры, выяснилось, что мои песни нравятся дирижеру "Оркестра XXI века" Павлу Овсянникову. Про Кобзона я даже не думал, а он взялся спеть две мои вещи, Алена Апина позвонила и попросила дать ей "Тюбик". Поэтому главное - сформулировать то, что хочешь, и оно начинает само потихоньку работать. А потом и не потихоньку.

К слову

Ангел крыльями струну зацепил,
Правда, смысл объяснить
                              не успел,
А он вином скорей лечился,
                              чем пил,
И со сцен скорей молился,
                              чем пел.
В благовонии церковных кадил
Он не часто ритуал соблюдал,
Но в любимчиках у Бога ходил,
И поэтому так много страдал.
Он шептал молитвы
                             до хрипоты,
Здесь посредники, считал,
                            не при чем,
И причем бывал со смертью
                            на "ты",
И подмигивал ей через плечо.
Он выдумывать большой был
                            мастак,
И до ноты весь свой путь
                            расписал.
И поэтому любил
                            каждый такт,
И вступление, и даже финал..."

В.Третьяков