В Новосибирске на 78 году жизни после долгой и мучительной болезни скончался замечательный режиссер, яркий педагог, профессор Новосибирского театрального института, один из столпов российского театра - Изяслав Борисов.
Изяслав Борисович, Изя, как называли его все от мала до велика, несмотря на свои года и профессиональную умудренность, всегда оставался юным - заводным, страстным, полным огня, гоношистым, по-мальчишески нервным. С ним было хорошо молодым. Потому его так любили его студенты, а он первым бросался на освоение новых - неудобных и еще не всем понятных - текстов.
Но Изя - это огромная жизнь в театре, прошившая собой эпохи. Его первый, дипломный спектакль, поставленный в Вильнюсской русской драме - "Стеклянный зверинец" Уильямса, дал старт его бесконечным путешествиям. Вильнюс, Омск, Грозный, Кемерово, Хабаровск, Пермь, Казань, Иркутск, Братск и, наконец, его главный город - Новосибирск, где он проработал более четверти века, в том числе - десять лет возглавляя театр "Старый дом".
Получив два образования - филологическое и режиссерское - он имел особый вкус к театру-исследованию. Театру-лаборатории. К зарождению, образованию новых субстанций, новых связей. Потому педагогика и стала его главной жизненной страстью, что не требовала близких итогов. Исследование, блуждание по тексту, открытость мысли во всю ее потенциальную ширь - вот его метод. А еще - парадокс, а еще - провокация, а еще - риск. Именно мальчишеская, но и укорененная в классическом образовании способность к риску, делала его всегда современным, всегда поразительно интересным - режиссером, собеседником, человеком.
В своей книге, не случайно названной "Фрагменты", он виртуозно и точно сформулировал ускользающее искусство режиссуры: "Умелость" поставить спектакль и режиссура - вещи разные. Более того, режиссура - это так много "неумелости" поставить спектакль".
Для того чтобы так относиться к своей профессии, нужна храбрость мысли и чувства. Ею обладал Изяслав Борисов. Вечная ему память!