Российские блогеры уже неделю без устали обсуждают радиоактивные японские подгузники и наблюдают за развеиванием мифа о пустых полках в токийских магазинах.
Писать две колонки подряд об одном и том же - в известной степени дурной тон, но обсуждение интернет-общественностью событий в Японии не только не сходит на нет, но и набирает обороты. Поэтому придется еще один выпуск снова посвятить Стране восходящего солнца.
На этот раз блогосфера проявила себя весьма разносторонним образом. Так, например, российские мамы, облачающие своих детей в подгузники японского производства, страшно обеспокоились - а не станут ли после ряда аварий на японских АЭС бумажные впитывающие трусики излучать радиацию? Количество комментариев в "малышовом" сообществе в ЖЖ перевалило за сотню. Сошлись на том, что нужно закупиться подгузниками впрок, потому что всю продукцию японских фабрик скупают китайцы. Там же прозвучало мнение о том, что на японских машинах надо аккуратнее кататься, потому что новые поставки запчастей начнутся нескоро.
СМИ отреагировали быстро - по запросу "радиоактивные подгузники" в Google отыскивается не один десяток статей, главным образом, к счастью, умиротворяющего содержания.
Несколькими днями ранее ряд российских, да и зарубежных новостных агентств и телеканалов не смогли удержаться и продемонстрировали аудитории жуткие кадры: пустые полки в токийских супермаркетах. Продукты то ли не завезли, то ли расхватали, то ли непонятно что. В столице мрак и ад.
К счастью, ситуацию прояснил один из местных жителей, который взял видеокамеру и отправился в ближайший магазин. Где довольно быстро выяснилось, что с полок исчезли лишь продукты с большим сроком хранения - владельцы магазинов сами отправили их в те районы, где такая продукция нужнее. В то же время свежие рыба, мясо и овощи никуда не делись - спокойно лежат на прилавках и ждут своих покупателей. Ролик называется "Токийский супермаркет после катастрофы", очень познавательное зрелище. Иной раз хочется в каком-нибудь отечественном магазине устроить такую "катастрофу" со свежим мясом.
Добавил свой вклад в огонь дискуссий популярный фотограф Илья Варламов. "В последние дни в СМИ и блогах появилось много сообщений о том, что авиакомпании в разы подняли цены на билеты из Японии. Так люди говорят, что билет из Токио в Москву стоит 140 000 рублей, что из Южно-Сахалинска невозможно улететь, все билеты раскуплены на месяц вперед. Эту истерику охотно подхватили многие СМИ", - пишет он в своем дневнике.
И тут же прилагает скриншоты, сделанные на сайте национального авиаперевозчика, из которых следует, что билеты из Токио в Москву "на завтра" стоят всего 27 тысяч рублей. "Вся эта история напоминает сообщения о зарвавшихся домомедовских таксистах, которые якобы просили по 30 000 рублей за поездку до Москвы после недавнего теракта", - добавляет Варламов.
В самом начале я упомянул, что интерес к японским событиям не ослабевает, а новости, посвященные Японии, моментально собирают кассу. Причину этого, пожалуй, лучше всех сформулировал Антон Носик.
"В Бангладеше, Бирме и на Шри-Ланке в мае 2008 года циклон Наргис унес 13 866 жизней и причинил разрушений на 10,2 миллиарда долларов - а много ли мы о нем слышали? - написал он в персональном блоге. - Причиной повышенного внимания мировых СМИ ко вчерашнему цунами в Японии была в первую, вторую и третью очередь телегеничность и фотогеничность события. Просто в Японии хорошо развиты современные телекоммуникации - катастрофа оказалась отлично задокументирована и стала первоклассным рейтинговым зрелищем для новостных телеканалов всех стран мира. А случись новая катастрофа с сотней тысяч погибших в Бирме, Бангладеше и на Шри-Ланке, где нет корпунктов у телекомпаний и плохо развит Интернет - для остального мира она останется таким же незаметным происшествием локального масштаба, как циклон Наргис".
С этим утверждением сложно не согласиться, хотя, конечно, людям, механически копирующим новости о Японии из чужих блогов в свои, эти слова могут показаться обидными. Ведь не зря же они стараются, в самом деле.