В четверг в Москве открылся первый Всероссийский съезд учителей информатики. В Фундаментальной библиотеке МГУ им. Ломоносова собрались учителя, наверное, самого сложного и уж точно самого молодого школьного предмета.
Школьной информатике всего-то четверть века. Впервые предмет "Основы информатики и вычислительной техники" появился в советских школах в 1984 году. Определение этой сферы в словарях того времени - узко и лаконично: процесс или наука о поиске, классификации и обработке документов. Сегодня информатика проникает во все сферы человеческой жизни.
- Сегодня в мире около 2 миллиардов компьютеров подключено к Интернету, - открыл съезд ректор Московского университета Виктор Садовничий. - Каждые 6 месяцев удваивается пропускная способность интернет-каналов, увеличиваются мощности. Учителям трудно успевать за такой скоростью. Чего не скажешь о детях. Для них занятия на компьютере воспринимаются как продолжение игровой деятельности. Ведь сегодня компьютеры устанавливают даже в детских садах. А в школах информатику начинают изучать уже во втором классе.
Каким быть учителю информатики, как вести урок так, чтобы было интересно. Обсудить эти проблемы вместе с учителями приехали помощник президента Аркадий Дворкович и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
По мнению Аркадия Дворковича, как в действующих, так и в готовящихся новых стандартах школьного образования не найдена стыковка некоторых базовых предметов с информатикой.
|
Видео: Виктор Васенин |
- Этот предмет не рассматривается как сквозной, а в жизни он - именно такой, - подчеркнул Дворкович. - В этом я вижу главное противоречие. При доработке стандартов важно найти возможность этой стыковки.
Преподавать информатику нужно модно и современно.
Эту точку зрения разделяет и академик Садовничий.
- В новом образовательном стандарте пока нет общего понимания, какой должна быть учебная программа по этому предмету, - считает ректор МГУ. - Кто-то сегодня на уроках учит работать в текстовом редакторе, кто-то занимается программированием и изучает новые языки. Нет единого учебника. Да и под большим вопросом - нужны ли они вообще по этому предмету? Пока у нас не сложилась классическая традиция преподавания информатики.
По мнению Андрея Фурсенко, формируя эту традицию сейчас, нельзя забывать о том, что учить нужно не только применению знаний на практике и выполнению поставленных задач.
- России пора становится заказчиком, а не только исполнителем при разработке IT-продуктов, - уверен министр. - У нас есть сейчас уникальные специалисты, способные разрабатывать нестандартные IT-продукты, генерировать идеи. Нам надо учиться эти идеи продавать.
Пока в зале заседаний взрослые обсуждают, каким быть урокам информатики, в фойе роботы-компьютеры играют в шахматы, имитируют полеты в космос. Проходит выставка школьных проектов, сделанных в рамках уроков информатики.
Восьмиклассник Артем Ломов из московского лицея №1551 вместе с однокашниками презентуют модель робота-сортировщика.
- У нас тут оптическое распознание образа, - со знанием дела говорит мне парень. - Веб-камера снимает изображение, отправляет его на компьютер, там оно анализируется, выделяются контуры и отсылаются на микрокомпьютре, который уже отвечает за процесс сортировки.
Такая технология будет полезна на заводах для сортировки деталей, а также для уборки мусора.
- Программирование развивает мышление и логику, - уверены ребята. Главное, чтобы на уроках было место для творчества и внимание к новостям из мира высоких технологий. Программировать на Фортране - прошлый век. Мы в лицее сейчас изучаем новый язык программирования - графический.