В преддверии саммита АТЭС Владивосток избавляется от лишней рекламы.
О том, что город рекламой переполнен, говорилось не раз. ГИБДД высказывала мнение о том, что баннеры отвлекают водителей во время движения и способствуют созданию аварийных ситуаций. Общественность стояла на страже нравственности, протестуя против рекламы с эротическим подтекстом. Добросовестные агентства требовали найти управу на коллег-нелегалов. Но, похоже, весь этот хор на время стихнет - перед саммитом АТЭС в городе решили провести "генеральную уборку".
- Только в 2010 году по договоренности с рекламораспространителями с улиц убрали 53 отдельно стоящих рекламных конструкции и порядка 20 перетяжек. Помимо этого, демонтировали около 400 самовольно установленных конструкций, - перечисляет начальник управления регулирования рекламной деятельности администрации Владивостока Анастасия Кушнырь.
Прежде всего, временно, на период реконструкции демонтировали щиты и растяжки, находившиеся в зоне строительства дорог и развязок на "гостевом маршруте" - проспекте Столетия Владивостока и путепроводе, в центре приморской столицы и на основных городских магистралях.
- Кстати, рекламные места на "гостевом маршруте" наиболее востребованные, - говорит Анастасия Кушнырь.
И, как замечают рекламораспространители, естественно, самые дорогие.
- Разместить рекламу на щите три на шесть метров, расположенном здесь, стоит от 15 до 30 тысяч в месяц. Немного дешевле в центре, - дает расклад представитель филиала одного из крупнейших сетевых рекламных операторов Игорь Борисов.
Высказывая мнение коллег по цеху, он замечает, что у рекламщиков отношение к "генеральной уборке" двоякое.
- С одной стороны, мы поддерживаем действия городских властей, но с другой - "чистка" приносит нам убытки. Мы считаем, что, демонтируя рекламные конструкции в одной части города, мэрия могла бы предложить нам альтернативные места в другой. Ведь мы платим в бюджет неплохие деньги, - говорит он.
В мэрии уверяют: проблемы понятны, и в ближайшее время их будут решать.
- Мы планируем проводить конкурсы, выставляя на аукцион рекламные места. Но пока не на "гостевом маршруте" или в центре города. В планах на 2011 год - демонтаж еще нескольких десятков конструкций на этих улицах, - уточняет начальник управления регулирования рекламной деятельности городской администрации. - Так что рекламораспространителям придется подождать до того момента, когда высокие гости саммита покинут Приморье, - добавляет она.
Снижение количества рекламы стало причиной падения доходов в городской казне по этой статье. Так, в 2008 году поступления от наружной рекламы составили 42 миллиона рублей, а в 2010 - уже 28.
В Хабаровске рекламный фасад города усиленно приводили в порядок два года назад, перед другим масштабным мероприятием - саммитом Россия - ЕС. И задача у муниципалитета была совершенно иной, нежели сейчас во Владивостоке. В период кризиса на рынке наружной рекламы предложение явно превышало спрос, и обнаженные щиты мало способствовали украшению столицы ДФО. Тогда администрация города совместно с рекламораспространителями в спешном порядке постаралась "закрыть" все пустые плоскости. Это удалось сделать, увеличив количество социальных баннеров. Тем не менее даже в самые сложные годы доходы городского бюджета от размещения рекламы на объектах муниципальной собственности не только не упали, но даже возросли. В 2008 году они составили 55 миллионов рублей, а в 2009-м - больше 58. Сейчас в городе зарегистрировано восемь с половиной тысячи рекламных мест и можно разместить еще шесть тысяч.
- Почему у города не было спада доходов от рекламы? В течение уже двух лет мы не поднимаем расценки, - говорит руководитель отдела наружной рекламы департамента муниципальной собственности администрации Хабаровска Василий Аристов. - За пять лет корректировали их только один раз, и весьма незначительно. Дело в том, что повышение расценок неминуемо приведет к увеличению количества незаконной рекламы.
ТСЖ и управляющие компании также пытаются стать участниками рекламного рынка города, предлагая компаниям-рекламораспространителям места на фасадах своих зданий. Зачастую их аппетиты поражают - до 100 тысяч рублей за квадратный метр в год. Впрочем, желающих отдать такие деньги немного.
С несанкционированными баннерами городские власти успешно борются. Опасность в том, что, как правило, с нарушениями требований безопасности дорожного движения размещаются именно самовольно установленные рекламные конструкции. Их специалисты отдела выявили в прошлом году больше 1200. 703 - как раз были установлены на имуществе и земельных участках города. Размер административного штрафа за подобные нарушения составляет от одной до восьмидесяти тысяч рублей.
Стоимость размещения конструкций в Хабаровске одна из самых низких в регионе - так, в исторической зоне она составляет 1650 рублей за квадратный метр в год, на периферии - 650 рублей. Правда, речь идет именно о рекламе на муниципальных объектах и земле, принадлежащей городу. В основном эти площади выкупают по условиям конкурса рекламные компании, устанавливающие конструкции и затем предлагающие их в аренду. В центре города стандартный рекламный щит шесть на три метра обходится в сумму до 25 тысяч рублей в месяц. На окраинах цена может быть меньше наполовину.
- Установка щита стоит компании порядка 300 тысяч рублей, - говорит сотрудник одного из рекламных агентств Наталья Уралова. - При таком раскладе вести речь о прибыли зачастую можно только через год-полтора.