Вторая часть программы "обмена" старых авто потребует 5 миллиардов рублей
Не исключено, что программа льготной утилизации старых автомобилей будет продолжена. Этого не исключает замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев.
По предварительным оценкам минпромторга, на российском авторынке может быть востребовано дополнительно еще 100 тысяч сертификатов для покупки 100 тысяч автомобилей с "утилизационной" скидкой. Это потребует дополнительно 5 миллиардов рублей из бюджета 2011 года. В министерстве считают: если правительство примет решение о выделении средств, то льготная утилизация не завершится.
Тем более за год программа доказала свою целесообразность. Владельцам автомобилей, со дня выпуска которых прошло более 10 лет, было выдано около 500 тысяч утилизационных сертификатов со скидкой в 50 тысяч рублей на покупку новых машин российского производства. В целом государство потратило на это 25 миллиардов рублей. Дементьев сообщил, что продажи транспортных средств в России выросли на 31,4 процента, а производство легковушек почти в два раза. Такой рост рынка "спровоцировала" в том числе программа утилизации.
Однако ранее замминистра не раз предупреждал о "постепенном выходе" государства из антикризисной программы утилизации в сторону естественного спроса". К тому же целевой установки поднять рынок сейчас нет. "Он находится на стадии эффективного роста, и поддерживать его искусственными мерами было бы неправильно", - говорил журналистам Дементьев. Более того, в минпромторге предполагают, что в 2014 году Россия станет "рынком номер один" в Европе с продажей 3 миллионов машин в год.
"Программу необходимо продолжить, сколько бы это ни стоило, - считает директор агентства "Автостат" Сергей Целиков. - Причем не столько в интересах конкретных автозаводов, сколько в интересах покупателей, которые смогут покупать машины со скидками, обновляя парк старых личных авто". Но обратил внимание, что основной проблемой остается низкая покупательная способность населения. И круг машин, продаваемых в рамках программы, достаточно узок. Хотя теоретически в него входит 80 моделей. Однако количество купленных "российских иномарок" составило всего 5-10 процентов. А исконно российские автозаводы почти половину проданных с марта 2010 года машин реализовали именно в рамках программы. Их авто стоят от 200 тысяч рублей, и получить скидку в 50 тысяч - очень весомый бонус для покупателя, в отличие от иномарки, цена которой редко бывает ниже полумиллиона рублей. Но с другой стороны, стимулирование спроса подобным образом - весьма полезная вещь. Производитель избегает затоваривания, а покупатель получает возможность приобрести авто с достаточно весомой скидкой.
Утилизация - дело взаимовыгодное. И это подтверждает тот факт, что с 2012 года Россия может начать избавляться от старых грузовиков и автобусов. Как уже писала "РГ", минпромторг сейчас разрабатывает основные параметры программы обновления парка коммерческих автомобилей. И в ближайшее время планирует представить документ в правительство.