На этой неделе в Госдуму внесен законопроект, предлагающий штрафовать за появление в общественном месте в нетрезвом виде и с оружием. Примерно в те же дни должен был вступить в законную силу приговор Сергею Виролайнену, который прославился стрельбой по женщине в московском ресторане.
Суд первой инстанции дал этому стрелку год колонии-поселения. Как писала пресса, осужденный сразу заявил, что подавать кассацию не намерен. Не исключено, что он сдержал слово: информации об обжаловании приговора не поступало.
После той громкой истории (Виролайнен ранил не абы кого, а журналистку канала Russia Today) очень быстро был принят закон, сильно стесняющий жизнь отечественных оруженосцев. Документ вступает в силу с 1 июля. После этой даты, в частности, будет запрещен ввоз травматического оружия из-за рубежа, также не разрешат иметь на руках больше двух пистолетов. А стрелкам придется каждые пять лет проходить обучение на специальных курсах и сдавать экзамены.
Питерский бизнесмен Сергей Виролайнен был не первым, и скорее всего не последним пьяным хамом, схватившимся за оружие в самый неподходящий момент. Но именно его выстрелы, судя по всему, стали последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Правоохранители к тому времени давно точили зуб на травматическое оружие. А тут появился хороший повод добавить пару-тройку запретов. Когда у нас отказывались от такой возможности? Так что надвигающиеся на нас нормы неофициально можно назвать "законом имени Виролайнена".
Внесенный в Госдуму законопроект о пьянстве за курком, на первый взгляд, бьет в том же направлении - толкает нас к жизни без оружия. Однако есть одно смущающее обстоятельство: документ внесен не самой главной в парламенте фракцией. С одной стороны, известно, что инициативы "со стороны" подчас тяжело проходят по коридорам законодательной власти. С другой, так же хорошо известно, что малопопулярные оппозиционные депутаты любят выдвигать "рекламоемкие" идеи, просто ради того, чтобы хоть как-то засветиться в прессе.
Тем не менее МВД поддержало законопроект. Документ предлагает ввести штрафы для простых граждан от 2 до 5 тысяч рублей за нетрезвый "прицел". А для людей, кому оружие положено по должности, штрафы вырастают до 15-20 тысяч рублей. Столько могут заплатить пьяные прокуроры, полицейские и другие официальные лица, размахивающие табельным оружием. Кроме того, предусматривается лишение права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от 6 месяцев до 1 года для всех - и гражданских, и служивых.
Соответствующие поправки предлагаются в закон "Об оружии" и Кодекс РФ об административных правонарушениях. По замыслу авторов проекта, наказывать надо независимо от того, применялось оружие или нет. Даже если пистолет в кармане, но человек лыка не вяжет - он проштрафился.
"Речь идет об оружии в целом, - пояснил электронным СМИ депутат, который внес законопроект в Госдуму. - Степень ответственности не зависит ни от марки оружия, ни от количества патронов в нем, ни от степени опьянения. Ведь если пьяный человек садится за руль, нет разницы, ведет он мотоцикл или грузовик, он в любом случае опасен и понимает, что преступил закон. Даже если никого не сбил и не совершил ДТП. То же самое и здесь: даже если пьяный не стреляет, он должен отвечать. Машина - менее опасная вещь, чем оружие, предназначенное для нанесения травм и убийства".
Трудно представить, как будет исполняться такой закон. Остановит ли, например, патрульный полицейский пьяного прокурора с "макаровым"? Сколько будет стоить "решить вопрос на месте", если вы попались после бутылки пива с травматическим стволом в кармане? Надо ли вооружать патрули алкотестерами, чтобы определить, пьян человек с ружьем или нет? Можно ли будет оруженосца, как и водителя, направить на медосвидетельствование?
С другой стороны, такая норма действительно может кого-то удержать от пьяных прогулок со стволом. Точно так же некоторые водители не садятся нетрезвыми за руль из опасения попасться. Это называется превенция закона. Иначе говоря - предупреждение. Даже если карающая норма работает плохо, кого-то она все равно останавливает - так считают некоторые юристы.
По поводу травматического оружия общество не пришло к единому мнению, запрещать его или нет. Нужен консенсус. Как говорил один известный персонаж за океаном, "добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем одним только… пистолетом".
Беда в том, что для взвешенной дискуссии мало данных. Разве кто-то проводил исследование, скажем, как свободное ношение оружия влияет на уличные порядки? В конце прошлого года МВД заявило, что за последние пять лет в результате применения травматического оружия в России были убиты 65 человек. В том числе, по расчетам журналистов, 5 человек погибли в 2010 году. Также (опять данные МВД) с 2005 года с использованием травматического оружия были совершены более 2 тысяч преступлений, ранения получили 468 человек. Каждая судьба уникальна, любая смерть - трагедия. Но в целом обществу не понятно, стоит ли пугаться таких цифр.
Если кто-то захочет провести кампанию по запрещению кухонных ножей, он тоже найдет подходящую к случаю статистику. И она будет ужасать. А если бы преступники, совершившие почти 2 тысячи преступлений (вычеркнем из приведенной статистики стрельбу в бытовых ссорах) не смогли достать травматическое оружие, они бы отказались от грабительских планов? А сколько уголовников передумали нападать, увидев у потенциальных жертв оружие?
Нужен бесстрастный исследователь, который изучил бы проблему. А пока мы можем руководствоваться в спорах только личными ощущениями. Вот цитата из свежего номера журнала "Знание - сила": "В стране, которая претендует на то, что… строит общество, основанное на знании, весь огромный пласт накопившихся… проблем пытаются расковырять с помощью подручного материала, не затратив… ни копейки, полагаясь на обыденный здравый смысл людей, которые считают себя специалистами по всем вопросам". Это не совсем про гражданское оружие. Но мне кажется - и про оружие тоже.
В нашем обществе есть проблема хамства, агрессии и пьянства. Но стрельба друг по другу все же следствие, а не причина грубости нравов. И запретом травматического оружия этой проблемы не решить.