Представители бизнеса недовольны итогами реформы электроэнергетики, об этом говорили участники рынка на конференции "Российская электроэнергетика: итоги реформы и перспективы развития".
Основными целями реформирования электроэнергетики России были повышение эффективности предприятий отрасли, а также создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, но этого, по мнению экспертного и бизнес-сообщества, не произошло.
"Для ГЭС и АЭС не было создано отдельных банков, чтобы они могли реализовывать свои инвестиционные проекты, - говорит генеральный директор "Газпром энергохолдинг" Денис Федоров. - С начала года были зафиксированы совсем небольшие объемы ввода мощностей, около 27 гигаВатт. Регуляторы субсидируют государственные компании "РусГидро" и "Росатом", а также сетевые компании за счет недофинансирования тепловой генерации. В условиях price cap происходит перераспределение ограниченного объема выручки с конечного потребителя от частного генератора в пользу государственного, что с нашей точки зрения является абсолютно неправильным, потому что тепловая генерация в настоящий момент является той отраслью, в которой осуществляются масштабные инвестиции".
Эксперты отмечают, что переход на оплату средней располагаемой мощностью, а также ограничение по недопущению темпов роста цен на электроэнергию не более чем на 15% - все это негативно сказалось на либерализации и инвестиционной привлекательности отрасли.
Сегодня доля выработки тепловых электростанций превышает 65%, доля выручки составляет около 45%, а доля общей валовой прибыли - менее 25%. По прогнозам экспертов, в 2011 году ситуация может еще больше ухудшиться, т.к. тепловая генерация работает в условиях price cap, в то время как "РусГидро" и "Росатом" имеют дополнительные тарифные надбавки.
"На сегодняшний день уровень резервов мощностей, который оплачивает потребитель, превышает мыслимый предел, - отмечает председатель наблюдательного совета НП "Совет производителей электроэнергии" Михаил Слободин. - Отсутствие мотивации и экономической составляющей у системного оператора заставляет его повышать спрос на мощности. Это приводит к отсутствию конкуренции на рынке мощности. К тому же мы вынуждены содержать огромное количество мощностей, которое потребителю не нужно в таких объемах".
Эксперты говорят, что при правильной и эффективной работе рынка самые неэффективные мощности могут быть безболезненно "законсервированы" для того, чтобы они не оплачивались потребителями и не содержались генераторами. Если освободившиеся деньги распределить на содержание оставшихся мощностей, уровень их надежности резко возрастет.
"Содержание неэффективных мощностей приводит к убыткам, - говорит Михаил Слободин. - Это означает, что генератор не будет субсидировать эти мощности, а будет искать пути оптимизации своих расходов. Если подобная ситуация будет сохраняться и дальше - это приведет к скрытому созданию дефицита. У 60% тепловых мощностей в течение следующих 10 лет должны быть продлены ресурсы. Но нет механизмов окупаемости инвестиций на продление ресурсов тепловых мощностей, он не разработан и не объявлен".
Эксперты отмечают, что на сегодняшний день привлечение инвестиций уже не является основной целью регуляторов, их больше беспокоит задача сдерживания роста цен на электроэнергию для конечного потребителя.
"При реформировании отрасли никто о конечном потребителе не думал, у каждого были свои интересы, - говорит руководитель департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Василий Никонов. - Поэтому наименьшую выгоду от реформы получили потребители, из-за отсутствия возможности влиять на ценообразование".
Игроки рынка надеялись, что в связи с реформой, с 2011 года вся электроэнергия для промышленности будет продаваться по свободным ценам, но этого не произошло.
"Реальный уровень либерализации при самом оптимистичном сценарии - 35%, - прогнозирует Михаил Слободин. - Реформа с точки зрения базового принципа либерализации на сегодняшний день отсутствует".
Кроме того, энергетики говорят о невозможности осуществлять полноценную деятельность из-за отсутствия четких правил игры на рынке:
"С 1 января 2011 годы мы не знаем, по каким правилам мы работаем. О какой долгосрочности может сегодня идти речь, если до сих пор не известно, какие счета должны быть выставлены за январь", - сокрушается Михаил Слободин.
Для того чтобы выработать оптимальные правила, энергетики считают необходимым полностью пересматривать модель рынка. По их мнению, целесообразно провести конкурентный отбор мощности без установления предельного уровня цен.
"Одной из негласных проблем, существующих на рынке электроэнергетики, является неэффективная работа Совета рынка, - отмечает Денис Федоров. - Он тормозит развитие отрасли и не дает договариваться. Если мы не заменим Совет рынка и не изменим его конфигурацию, ничего хорошего в энергетической отрасли в ближайшие годы не произойдет".
По мнению Михаила Слободина, существующая электроэнергетическая система является неэффективной.
"Действующая модель ручного управления и фактически госрегулирование дает абсолютно неадекватный результат, - говорит Михаил Слободин. Нам нужно провести еще одну реформу".