30.03.2011 23:30
    Поделиться

    Армейские подразделения Муамара Каддафи перешли в контрнаступление

    В Белом доме подсчитали, сколько стоит смена режима в Ливии

    В среду командование операцией в Ливии переходит к НАТО.

    Впрочем, это решение, скорее всего, приведет лишь к увеличению и без того немалых военных расходов, которые уже несут участники коалиции.

    Президент США Барак Обама в одном из интервью упомянул о своих молитвах, в которых он просит, чтобы "принимаемые им решения были лучшими из возможных и чтобы у него были силы служить американскому народу как можно дольше". Обе части обращения главы Белого дома к Всевышнему тесно связаны между собой. Во-первых, как утверждают американские политологи, если операция в Ливии затянется или потребует наземного вторжения, то служить народу Обама сможет только до 2012 года - на новый срок его вряд ли переизберут. Во-вторых, каждое решение Обамы влетает налогоплательщику Нового Света в копеечку: с 19 марта расходы Пентагона на борьбу с режимом Каддафи уже составили 550 миллионов долларов. На ближайшие три недели запланировано потратить еще 40 миллионов. Но очевидно, что эта цифра весьма условная.

    Из 199 "Томагавков", выпущенных по позициям ливийской армии, верной Каддафи, 192 ракеты пришлись на долю вооруженных сил США. Стоимость каждого пуска - полтора миллиона долларов. Из 602 ракет с лазерным наведением - 455 принадлежали американской армии. Для сравнения - размер компенсации, которую Каддафи согласился выплатить жертвам авиакатастрофы над шотландским местечком Локерби, к которой были причастны ливийские спецслужбы, составила менее двух миллиардов долларов. Можно сказать, что четвертую часть этой суммы Белый дом уже потратил на свержение главы Джамахирии.

    Но, судя по поступающим из Ливии военным сводкам, деньги были потрачены впустую. Регулярная ливийская армия отбросила повстанцев от Сирта - родного города Каддафи и практически полностью свела на нет все ранее достигнутые успехи противников режима.

    Война затягивается и становится все меньше похожей на революцию. В то время, как действия коалиции все больше превращаются в военную операцию, направленную на поддержку только одной из сторон конфликта.

    Почему же Запад так упорно продолжает залезать все глубже и глубже в ливийскую трясину? Только ли дело в запасах нефти или личных обидах французов и американцев на ливийские спецслужбы, которые во время правления Каддафи провели несколько громких воздушных терактов? Между тем в Интернете приводятся любопытные цифры. Так в 2007 году на встрече Каддафи и президента Франции Николя Саркози стороны договорились о заключении контрактов на 10 миллиардов долларов. Значительную часть этой суммы представляли сделки по поставке в Ливию военной техники.

    Очевидно, что выступив одним из главных "застрельщиков" военной операции против Каддафи, французские власти потеряли прежние, весьма выгодные соглашения. Да и другие европейские государства от смены стабильного, и главное, платежеспособного режима в Ливии, в краткосрочной перспективе только проиграли. Тем не менее, все участники международной коалиции говорят об уходе полковника с политической сцены, как о деле решенном. Спецпредставитель Генсека ООН направился в Триполи, чтобы предложить ливийскому руководству план урегулирования, состоящий из трех пунктов. Это прекращение огня, отвод сил ливийской армии из занятых городов и отъезд Каддафи с его ближним окружением из страны. Такой план, который больше смахивает на капитуляцию, еще можно навязать руководителю страны, чья армия разгромлена, а он сам с минуты на минуту может быть арестован или убит. Но предлагать его главе государства, чьи войска, несмотря на действия Запада, громят повстанцев, выглядит нелепым. Если, конечно, перед ооновским посланником не стоит другая, куда более конкретная цель - выслушать, что хотел бы получить Каддафи за свое согласие покинуть страну. И наладить канал связи с полковником, который полностью отсутствовал после начала военной операции.

    Уверенность в том, что одними ударами с воздуха победить Триполи невозможно, все сильнее завладевает умами членов коалиции. В тоже время они дают себе отчет: получить новый мандат Совета Безопасности ООН на поставки оружия повстанцам и, тем более, проведение наземной операции нереально.

    Франция и США на уровне министров иностранных дел уже прощупывают почву, кто из нынешних участников коалиции продолжит борьбу с режимом Каддафи за рамками совбезовских резолюций. А на многочисленных интернет-форумах в странах, воздержавшихся при голосовании по ливийской резолюции, обсуждают, сколько еще потребуется ракет, чтобы объяснить упрямому полковнику основные принципы западной демократии.

    Поделиться