На "Деловом завтраке" в "РГ" побывал руководитель департамента торговли и услуг города Москвы Михаил Орлов. Схема размещения мелкой розничной сети, судьба столичных рынков, цены на продукты - эти и другие вопросы обсуждались в ходе разговора в редакции.
Российская газета: Михаил Олегович! Насколько сократилась сеть мелкой розничной торговли в ходе наведения городскими властями порядка на улицах столицы?
Михаил Орлов: Пока почти все 14 тысяч палаток и киосков, работающих в городе круглый год, находятся на своих прежних местах. Убрали лишь около 700 ларьков из числа незаконных или неудачно расположенных - те, что мешали свободному движению пешеходов или городского транспорта. Им подыскали новые площадки.
РГ: В каком состоянии находится работа над новой схемой размещения мелкой розницы?
Орлов: В каждом округе уже имеется проект такой схемы, разработанный с учетом его особенностей. Познакомиться с ним можно на сайте префектуры. Туда же, в префектуру или в столичный комитет по архитектуре, москвичи могут отправить свои замечания или пожелания. Именно от их мнения в первую очередь зависит, где в будущем будет стоять хлебная палатка, а где молочная или овощная. Стараемся, чтобы они не конкурировали со стационарной торговлей, а дополняли ее. Когда префектуры и муниципальные собрания завершат работу с жителями, соберется городская межведомственная комиссия и оценит готовность схемы. В начале апреля ее должны подписать префекты, но лишь в случае, если она действительно всех устроит. Цели лишь бы отрапортовать в намеченный срок у нас нет.
РГ: Какие из киосков останутся и дальше на прежних местах?
Орлов: Полностью перенесена в новую схему сложившаяся дислокация газетных киосков. Будут работать, как работали, и те владельцы, у которых был оформлен договор аренды земли. Но большинство палаток стояли на основании выданных разрешений на право торговли, срок действия которых продлен сейчас до 1 июля. После этого их владельцы должны будут принимать участие в аукционе и заново оформить договор с городом.
РГ: По новой схеме мелкой розницы станет меньше?
Орлов: Да, процентов на 15-17.
РГ: Кто именно выбывает?
Орлов: Правительство Москвы ставит цель, чтобы эта сеть имела четкую специализацию. Например, хлеб, молоко, колбасы и так далее - то есть социально значимый ассортимент. А без многих из тех, что занимаются торговлей сигарет и пива по ночам, москвичи вполне обойдутся. На встречах горожане ставят вопрос именно так.
РГ: А не разорятся торговцы на одном хлебе?
Орлов: Те, у кого хлеб всегда свежий, вкусный и в ассортименте, не разорятся. У них много постоянных покупателей.
РГ: К киоскам сейчас предъявляются более высокие требования и с эстетической точки зрения. Необходимость соответствовать им тоже потребует денег от владельцев.
Орлов: Московский комитет по архитектуре действительно разработал несколько типовых проектов павильонов для мелкой розницы. Но это вовсе не значит, что старые киоски немедленно нужно выбросить на свалку и срочно купить новые. Кто-то предпочтет подновить в заданном стиле имеющийся павильон: поставит новые витражи, реконструирует фасад, проведет должным образом электричество, другие взамен откровенно устаревших, обветшалых приобретут новые. Это можно сравнить с заменой людьми своих автомобилей. Еще вчера человек ездил на "Жигулях", заработал денег - купил иномарку, а завтра - еще более крутую. Так и киоски со временем меняются на улицах столицы уже не первый раз с 1991 года.
РГ: Но руки в этих киосках продавцу будет хотя бы где помыть?
Орлов: По крайней мере, условия для этого город постарается создать. Специально для этого в разрабатываемой схеме есть еще дополнительная схема, которая предполагает профессиональную подводку электричества, водопровода и благоустройство площадок, на которых будет размещена мелкая розница.
РГ: В соответствии с федеральным законом до конца года в городе должны быть закрыты все рынки, работающие не в капитальных помещениях. Этот процесс уже начался. И сразу же начались конфликты. Например, торговцы с рынка возле метро "Красногвардейская" даже на митинг протеста выходили...
Орлов: Уточним: сельскохозяйственные рынки, расположенные не в капитальных строениях - согласно федеральному законодательству - продолжат свою деятельность до конца 2014 года. Теперь по поводу временного универсального рынка, расположенного в зоне метро "Красногвардейская". Я недавно осмотрел этот рынок и встречался с людьми, которые там работали. Они утверждают, что владельцы им поздно сообщили о сроке прекращения работы рынка и просят дать время, чтобы распродать закупленный товар. Сейчас юристы изучают, можно ли это сделать, не нарушив закона.
РГ: Сколько рынков в Москве закроется?
Орлов: 17 в первом полугодии и 32 - во втором. Всего - 49. Причем мы не ставим целью сразу стереть их с лица земли. Там, где возможно, торговлю продовольственными товарами сохраним. Часть территорий перепрофилируем - там будут сельскохозяйственные рынки.
РГ: А что будет на месте закрытых рынков?
Орлов: Из более 40 высвобождающихся участков часть будет использована для строительства торговых комплексов, а часть - для решения транспортных проблем: строительства транспортно-пересадочных узлов, расширения дорог и т.д.
РГ: Правда ли, что рынок "Эмерал", закрытый после одной из поездок мэра Сергея Собянина по городу, может снова открыться?
Орлов: Контейнеры там убраны. Сейчас идет демонтаж незаконно установленных павильонов, который к концу апреля должен завершиться. В прежнем виде рынок работать не будет. Там должны быть созданы условия для цивилизованной торговли, решены транспортные проблемы. Только тогда возможно открытие рынка.
РГ: Но ведь у "Садовода" и разместившегося там Птичьего рынка "пробки" на МКАД не меньше!
Орлов: По "Садоводу" сейчас тоже разрабатывается строительное решение, касающееся подводки дополнительных подъездных путей. В нынешнем виде у него перспективы нет.
РГ: Что заменит для москвичей привычный рынок? Многие горожане опасаются, что закрытие рынков приведет к росту цен на продукты...
Орлов: Кто сказал - что на рынке дешевле? Вот я беру последние данные Мосгорстата по состоянию цен на картофель и овощи на 17 марта. В соответствии с ними, картошка в городе на прошлой неделе на рынках в среднем стоила 46 рублей, а в магазинах- 39,63, капуста соответственно 44 рубля и 33,87, морковь- 49 и 39,83, лук репчатый - 40 и 34,99 рубля. И так по всем товарам. А в аккредитованных магазинах цены еще ниже - от 0,6 процента до 29 процентов. Активно развиваются и сетевые магазины в столице - их уже более полутора тысяч. Именно через них сейчас реализуется более 40 процентов продовольственных товаров, а к концу 2012 года будет до 50 процентов. Это создает эффективную конкурентную среду и также способствует сдерживанию роста цен.
РГ: Среди москвичей были популярны ярмарки выходного дня. Они сохранятся?
Орлов: Их будет столько, сколько нужно жителям столицы. По поручению мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина мы сейчас разрабатываем меры для того, чтобы еще активнее использовать эту форму торговли для привлечения в Москву непосредственно сельхозпроизводителей с их продуктами. Для того же, чтобы они поехали в столицу, предполагается освободить их от платежей на этих ярмарках. До сих пор они платили, между прочим, до полутора тысяч рублей за место.
РГ: Вопрос читателя: прошел с гостем из Варшавы по улице Тверской. Он был поражен: раньше были "Русские вина", "Русские сыры", "Русский хлеб от Филиппова", а сейчас сплошная иностранщина. В российской столице не сразу найдешь хороший русский хлеб. Чем объяснить такое положение?
Орлов: Мне тоже хотелось бы видеть больше российских товаров. И не только на главной улице Москвы, но и в Нью-Йорке, и в центре Парижа. К этому всем нам и надо стремиться - модернизировать страну, совершенствовать производство, создавать инновационную экономику. Приказать же владельцам площадей, чем торговать, я не могу, рынок не позволяет. А "булочная" в здании бывшей Филипповской булочной, которое сейчас находится на реконструкции, думаю, будет. Такая договоренность района с инвестором есть.
РГ: Какая судьба ожидает агрохолдинги, создаваемые в течение последнего десятилетия столицей в регионах Центрального федерального округа? Как утверждали прежние городские власти, они производили немалое количество зерна, молока, мяса...
Орлов: Решено, что столица выйдет из этих проектов. Эти активы не являются профильными для города. Столица сможет приобрести продовольствие на торгах с выгодой для себя. в Любом случае вопросы продовольственной безопасности находятся на постоянном контроле у правительства Москвы.