Корреспонденты "Российской газеты" выяснили, как и по каким статьям в разных странах судят власть имущих
В истории Израиля подобное произошло впервые. Бывший президент еврейского государства 65-летний Моше Кацав приговорен к семи годам тюремного заключения, двум годам условно и 30 тысячам долларов штрафа, который он должен выплатить жертвам своих преступлений.
Джордж Кара, председатель судебной коллегии тель-авивского окружного суда, который и выносил приговор восьмому президенту Израиля, назвал его "серийным насильником". И действительно, бывшему "первому гражданину государства" вменили в вину два изнасилования, развратные действия, обман общественности и создание помех следствию. Свои преступления Кацав совершал не только на посту главы государства, но и на должностях министра транспорта и министра туризма соответственно в 1988-1992 и в 1996-1999 годах.
Поразительно, но начато расследование было фактически по просьбе самого Кацава. Около пяти лет назад он обратился к юридическому советнику, выполняющему в Израиле функции генерального прокурора, с требованием покарать якобы шантажирующую его бывшую секретаршу, которая впоследствии в полицейских бумагах фигурировала под именем "Алеф". По словам Кацава, эта женщина звонила ему и требовала "возмещения ущерба за причиненные страдания". Скуповатый экс-президент денег платить не пожелал и позже об этом, наверное, не раз пожалел. "Алеф" слов на ветер не стала бросать и обратилась не только в полицию, но и в СМИ. Более того, "Алеф" оказалась не одинока в своих страданиях. За ней в прокуратуру с жалобами на изнасилования и развратные действия обратилась еще одна "Алеф", потом "Бэт", "Гимел" и далее по алфавиту. Всего набралось семь таких женщин.
В итоге показания первой "Алеф", хотя и были признаны правдивыми, но за "давностью лет" не легли в основу судебного обвинения. Зато свидетельств других подчиненных Кацаву женщин для обвинения хватило с лихвой. В принципе у экс-президента была возможность признать себя виновным и избежать тюремного заключения, но он пошел "ва-банк". И проиграл.
Суд над бывшим "первым гражданином страны" и вынесенный ему приговор продемонстрировали силу израильской демократии и судебной системы страны: в еврейском государстве "неприкасаемых" нет.
Вынесенный приговор лишил Кацава всех льгот и привилегий, законодательно предоставляемых бывшему президенту. Правда, ежемесячную президентскую пенсию в 13 тысяч долларов он будет получать и впредь. Начать отбывать свое тюремное заключение Кацав должен 8 мая. Для него уже приготовлена одиночная камера, в свое время построенная специально для убийцы Ицхака Рабина Игаля Амира. Адвокаты Кацава собираются обжаловать судебный вердикт в Верховном суде. Каковы их шансы все же спасти экс-президента Израиля от тюрьмы? С этим вопросом "РГ" обратилась к тель-авивскому адвокату Борису Сторожнику.
- На мой взгляд, шансов спасти Кацава от тюрьмы нет. Но Верховный суд может уменьшить наказание. Не стоит забывать, что одна из тройки судей окружного тель-авивского суда Йегудит Шевах посчитала возможным заменить семилетний срок на четырехлетний, увеличив при этом сумму выплат пострадавшим до 250 тысяч шекелей. Двое других судей - председатель суда Кара и Мирьям Соколов - с ней, однако, не согласились.
Российская газета: Семь лет лишения свободы - это много или мало за совершенные Кацавом преступления, согласно букве израильских законов?
Борис Сторожник: Только по "сексуальной" составляющей преступлений Кацав мог получить до девятнадцати лет тюрьмы. Ведь такого рода действия со стороны высшего должностного лица - открытый вызов обществу. Совершенно справедливо судья Джордж Кара назвал "охотничьими угодьями для ловли самок" все места, где трудился Кацав. По совокупности же он мог получить до сорока девяти лет тюрьмы.
РГ: На что же тогда рассчитывают Кацав и его адвокаты, апеллируя в высшую судебную инстанцию Израиля?
Сторожник: Права Кацава, как гражданина, были серьезно ущемлены, ибо ему, очевидно, не была обеспечена "презумпция невиновности". Во-вторых, обвинительное заключение полностью строилось на доверии словам потерпевших, возражения же Кацава во внимание не принимались. Не думаю, что его адвокаты надеются полностью оправдать своего клиента. Но уменьшить ему тюремный срок шансы у них есть. Правда, небольшие.
Британские политики и тем более лидеры государства - редкие гости на скамье подсудимых. Единственное за последние десятилетия громкое дело с участием бывшего премьер-министра - выступление Тони Блэра перед парламентской комиссией по расследованию обстоятельств начала войны в Ираке.
Впрочем, показания бывший глава правительства давал как свидетель. Комиссия вообще не ставила перед собой задачи найти виновного. Как объяснял в 2009 году Гордон Браун, главной целью расследования должны были стать уроки, которые необходимо извлечь из военной кампании, как это было с расследованием обстоятельств Фолклендской войны 1982 года.
Свои показания комиссии, возглавляемой бывшим высокопоставленным чиновником сэром Джоном Чилкотом, дали и другие ключевые фигуры того времени: бывший министр иностранных дел Джек Стро, бывший министр обороны Джеф Хун, бывший советник Тони Блэра Алистер Кэмпбелл, бывший генеральный прокурор лорд Голдсмит и сэр Джон Скарлетт, возглавлявший разведку Ми-6.
Впрочем, суд над Тони Блэром все же состоялся. Но только на телеэкране. В 2007 году, когда Блэр покинул пост премьер-министра, один из британских кабельных телеканалов преподнес ему прощальный подарок - политическую сатиру под названием "Суд над Тони Блэром". В этом фильме "экс-премьер" в исполнении известного актера Роберта Линдсея за компанию с "экс-президентом США" предстает перед международным трибуналом по обвинению в военных преступлениях. Сатира и есть сатира. Действующим президентом США в фильме является Хиллари Клинтон, а генсеком ООН - Арнольд Шварценеггер. В итоге Тони Блэр был телеосужден потому, что во время голосования по этому вопросу в Совете Безопасности ООН представитель Великобритании вышел в туалет и не смог наложить вето на соответствующую резолюцию.
Пожалуй, единственный британский политик, занимающий сегодня видное место не только в британской, но и в международной политике, который имеет реальную, а не телевизионную судимость, - это Николас Джон Гриффин. Глава Британской национальной партии и депутат Европарламента в 1998 году был осужден за распространение материалов, способствующих разжиганию расовой нетерпимости и приговорен к условному сроку и штрафу. В 2006 году он снова предстал перед судом, но был оправдан. Слушания по его делу длились две недели, все это время Гриффин ежедневно публиковал отчеты в своем блоге прямо из зала суда.
Главная беда чиновников в Китае - взятки и любовницы. И чем выше полет государственного мужа, тем больше соблазнов.
Несмотря на все многолетние усилия по созданию, казалось бы, прочной цепочки, соединяющей безупречную репутацию у сослуживцев, стремительный карьерный рост, финансовое процветание, семейное спокойствие и красавицу-любовницу, самым слабым звеном, естественно, оказывается последнее. А, как известно, рвется там, где тонко.
Так было, например, с бывшим министром железных дорог КНР Лю Чжицзюнем, снятого со своего поста из-за получения взяток в несколько сотен миллионов долларов. Финансовые достижения так вскружили ему голову, что 58-летний ловелас одновременно содержал свыше десяти любовниц, среди которых известные в стране актрисы. Кроме этого, бывший министр успевал и поддерживать бизнес другой своей любовницы, попутно зарабатывая огромные прибыли на откатах. Дело гражданина Лю еще в стадии расследования, но приговор, очевидно, будет суровым, особенно учитывая, что народ, уставший от безнаказанности чиновников, уже давно требует крови. Самый суровый приговор, наверное, был бы самым правильным сейчас, когда власть не устает повторять о самой беспощадной борьбе с коррупцией. Но как будет на самом деле, покажет только время. А пока невольно вспоминается недавний судебный процесс над бывшим руководителем горкома партии Шанхая Чэнь Лянъюем. Некогда бывший первый человек этого мегаполиса был уличен в хищении средств из пенсионного городского фонда. Суммы и размах фантастические, а приговор - 18 лет тюремного заключения.
В 2006 году китайская Фемида не пощадила бывшего вице-адмирала ВМС КНР Ван Шоуе. За свое пожизненное заключение, а именно во столько оценил закрытый военный суд совершенные преступления, он должен сказать отдельное спасибо своей молодой любовнице. Девушка по неизвестным никому причинам пришла однажды, куда надо, и доложила о своих связях с высоким покровителем, а также не стала скрывать и известные ей факты незаконного обогащения своего любовника. Следствием было установлено, что на посту заместителя главкома ВМС Шоуе незаконно присвоил около 20 миллионов долларов, которые предназначались на развитие военного флота, а также вознаграждения - 15 миллионов долларов, от подрядчиков, получавших выгодные контракты.
Для итальянцев судебные процессы с участием Сильвио Берлускони, очевидно, давно стали привычным делом.
Похоже, даже сам "вечный" премьер сбился со счета, сколько же обвинений против него выдвигалось.
Уже закончившихся дел, по которым Берлускони проходил в качестве подозреваемого, в районе двадцати. Некоторые из них он даже проиграл. Так, он получил два года и девять месяцев тюрьмы за подкуп сотрудника финансовой полиции и еще два года и четыре месяца - за нелегальные пожертвования политической партии. В 80-е он через офшорную компанию All Iberian перевел на счет тогдашнего премьера Беттино Кракси 21 миллиард лир, то есть около 10 миллионов евро.
Конечно, ни один из этих уголовных сроков не стал для политика реальным. По счастливой случайности к моменту вынесения приговора по этим делам истекал срок исковой давности, и Берлускони избегал наказания.
Похожая ситуация произошла и с двумя другими делами, в которых премьера признали виновным,- это дача ложных показаний о неучастии в масонской ложе "Пропаганда-2" и подделка бухгалтерской отчетности компании по продаже недвижимости Macherio.
Удивительным образом вина Берлускони доказывалась буквально на следующий год после того, как все виновные по подобным делам получали амнистию.
Как удачливому политику удавалось каждый раз выйти сухим из воды? На сей счет есть разные мнения. Во-первых, у него всегда были средства на самых блестящих адвокатов. А во-вторых, Берлускони, возглавляя правительство, не раз инициировал законы, направленные на реформирование судебной системы. По подсчетам итальянской газеты La Repubblica, его кабинет провел 17 законопроектов, повлиявших - естественно, в положительную сторону - на процессы, в которых участвовал он лично. На эти обвинения Берлускони и его сторонники отвечают стандартно: "Все эти законопроекты направлены на создание справедливой и быстрой судебной системы и согласуются с презумпцией невиновности".
Когда Берлускони спрашивают об очередном процессе с ним в главной роли, он обвиняет в их инициации своих политических оппонентов, устраивающих "охоту на ведьм", или же обрушивается с критикой на судей, которых в 2003 году даже назвал страдающими психическими расстройствами и антропологически отличающимися от всех человеческих рас. Потом он, конечно, уточняет, что говорил не про всех судей, а только про отдельных.
Было бы странно, если бы и сейчас итальянский премьер не проходил по какому-нибудь делу. Последнее предъявленное ему обвинение - регулярные оргии с участием несовершеннолетней марокканской танцовщицы Каримы эль-Махруг, более известной под псевдонимом Руби. Процесс в самом разгаре, но большинство итальянцев слабо верят, что итальянского премьера ждет строгое наказание.
Самый громкий судебный процесс в сегодняшней Франции - это тот, в котором в качестве ответчика среди прочих фигурирует бывший президент республики Жак Ширак.
78-летнего политика обвиняют в хищении общественных средств и злоупотреблении доверием в середине 90-х годов прошлого столетия, когда он возглавлял парижский муниципалитет. Теоретически это грозит Шираку тюремным сроком до 10 лет и штрафом в 150 тысяч евро.
Суть дела заключается в том, и это было доказано следствием, что при мэрии создавались фиктивные должности. На них брали людей, которые регулярно получали зарплату в муниципальной бухгалтерии, но занимались они делами, к городскому хозяйству не относящимися. Как правило, речь шла о шираковских единомышленниках по основанной им умеренно консервативной партии Объединение в поддержку республики (ОПР). Она же, как известно, стала своего рода плацдармом, с которого тогдашний столичный мэр повел битву за Елисейский дворец, увенчавшуюся в 1995 году победой и двумя его президентскими сроками.
О махинациях в мэрии следователи прознали лет десять тому назад. Однако в ту пору достать Ширака не удалось: он находился под прикрытием иммунитета, которым пользуется глава французской республики на весь срок исполнения своих президентских обязанностей.
Но как только Жак Ширак передал в мае 2007 года ключи от Елисейского дворца Николя Саркози, на него сразу было заведено уголовное дело. Две с половиной недели тому назад в Исправительном суде Парижа открылся процесс против экс-президента. Однако Ширак, кстати, если верить соцопросам, самый популярный среди ныне здравствующих политиков, так и не предстал пред светлые очи судей. Процесс, по сути, не начавшись, был перенесен. Причина? Адвокат одного из подельников Жака Ширака доказал, что часть досье о фиктивных рабочих местах попадает под срок давности и должна быть закрыта, в чем ранее суд отказал. Таким образом, возник своего рода юридический тупик, выход из которого было решено найти, обратившись в Кассационный суд. Понятно, на это уйдут месяцы. Скорее всего, вопрос будет рассмотрен 20 июня. Однако вполне вероятно, что вслед за этим последует обращение и в Конституционный совет, а это значит, что дело Ширака, полагает его защитник Жан Вейль, перенесут на сентябрь - октябрь.
Если учесть, что состояние здоровья 78-летнего Жака Ширака, увы, далеко от идеального, то, как считают многие в Париже, суд над ним может быть вообще отложен до греческих календ. К тому же с конца этого года во Франции начинается предвыборная президентская гонка, а процессы с большим политическим резонансом, способные повлиять на ее ход, во Франции по сложившейся традиции стремятся избегать.
Кстати, дело о фиктивных должностях в парижском муниципалитете рассматривается не в первый раз. В 2004 году под его пресс правосудия угодил некогда премьер-министр, а ныне глава французского МИДа Ален Жюппе. В бытность Жака Ширака мэром Парижа он был его заместителем по финансовым вопросам и одновременно генеральным секретарем ОПР. На суде против Жюппе выдвинули обвинения в незаконном использовании общественных средств, в частности, выплату денег семерым сотрудникам муниципалитета. В ту пору Ален Жюппе, которого соратники по партии называли лучшим среди нас, понятно, никакого юридического иммунитета не имел. В результате, учитывая, как записано в решении суда, что "факты личного обогащения не были обнаружены", политика приговорили лишь к 14 месяцам условного тюремного заключения.
После вердикта Ален Жюппе совершил, как говорят французы, "переход через пустыню", отправившись на долгий срок читать лекции в один из канадских университетов. Вернувшись на родину, он обнаружил, что популярность не утратил, и был избран мэром Бордо. Позже в качестве "тяжеловоза", пользующегося большим авторитетом среди членов партии власти Союза в поддержку народного движения (СПНД), преемницы ОПР, он был приглашен Николя Саркози в правительство - сначала на пост минобороны, а затем и иностранных дел.
Три десятилетия Республикой Корея правили генералы, сменяя поочередно друг друга. Волна демократизации, накрывшая Южную Корею в начале 1990-х годов, не обошла стороной высокопоставленных военных. Даже несмотря на их заслуги перед государством.
Общественность припомнила им все - и попрания прав и свобод, и жестокие подавления студенческих восстаний, и политзаключенных. В итоге бывшие президенты страны по очереди предстали перед судом. На процессе, начавшемся в 1995 году, прокуроры предъявили им целый букет обвинений, главными из которых были измена родине и коррупция. После длительных слушаний Чон Ду Хвана приговорили к смертной казни, позднее заменили ее на пожизненное заключение, а его преемнику Ро Дэ У дали 22 с половиной года тюремного заключения.
Демократические преобразования, жертвами которых и стали генералы, к слову, были инициированы ими самими. Осознавая, что экономическое развитие страны опережает социально-политическое, военные пошли на внесение изменений в конституцию страны. Правда, есть и другая версия. В 1987 году, после того как по всей Южной Корее прокатились массовые волнения, тогдашний президент США Рональд Рейган, видимо предчувствуя неблагоприятный исход для своего союзника, послал Чон Ду Хвану письмо, посоветовав начать демократические преобразования. Президент Чон к этому совету прислушался.
Впрочем, ни тому, ни другому генералу не было суждено провести за решеткой оставшуюся часть жизни. В 1998 году они были помилованы вновь избранным президентом Ким Дэ Чжуном, бывшим оппозиционером и борцом с режимом военных. По иронии судьбы именно Ким, на жизнь которого покушались южнокорейские спецслужбы в период авторитарного правления, подарил свободу провинившимся экс-лидерам. Оба генерала живы и по сей день, наслаждаются свободой, пишут мемуары и даже иногда мелькают на экранах телевизоров.