30.03.2011 23:00
Поделиться

Стратегия развития деятельности РФ в Антарктике

Утверждение Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу
Дата подписания: 30.10.2010Опубликован: 30.03.2011
Вступает в силу: 30.10.2010

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу.

2. Федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности руководствоваться положениями Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин

Прим. ред.: текст распоряжения опубликован в "Собрании законодательства РФ", 08.11.2010, N 45, ст. 5914.


Стратегия развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу

I. Общие положения

Настоящая Стратегия определяет основные направления развития деятельности Российской Федерации в Антарктике.

Антарктика представляет собой обширный район земного шара со специфическим комплексом природных условий, расположенный вокруг Южного полюса и охватывающий материк Антарктида с прилегающими шельфовыми ледниками и островами, а также омывающие его воды Южного океана.

Основные принципы международно-правового режима Антарктики закреплены в Договоре об Антарктике 1959 года (далее - Договор об Антарктике), а также в иных международно-правовых актах, составляющих систему Договора об Антарктике - Протоколе по охране окружающей среды Антарктики к Договору об Антарктике (1991 год) (далее - Протокол по охране окружающей среды), Конвенции о сохранении тюленей Антарктики (1972 год), Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 год). В систему Договора об Антарктике также входят решения, принятые ее руководящим органом - Консультативным совещанием по Договору об Антарктике.

Антарктика обладает огромным ресурсным потенциалом.
В частности, запасы водных биологических ресурсов в антарктических водах многократно превосходят их суммарные запасы в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В будущем по совокупности биологические ресурсы Антарктики смогут обеспечить устойчивый долговременный рост добычи (вылова) водных биологических ресурсов для отечественного рыболовства при наращивании добывающих мощностей промыслового флота Российской Федерации.

Россия объективно заинтересована в том, чтобы в Антарктике поддерживались мир и стабильность, сохранялись условия для ведения обширной научной деятельности. Постоянное и активное присутствие России, являющейся одним из государств - участников Договора об Антарктике, в этом регионе способствует обеспечению полноценного участия в решении международных вопросов, связанных с использованием Антарктики.

Постоянное присутствие и научная деятельность Российской Федерации в Антарктиде и в водах окружающего ее Южного океана начиная с 1956 года обеспечивается экспедиционной инфраструктурой Российской антарктической экспедиции, руководство и контроль за деятельностью которой возложены на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, научно-экспедиционными и научно-исследовательскими судами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию, а также научно-промысловыми судами Федерального агентства по рыболовству.
Российская антарктическая экспедиция проводит в Антарктике комплексные межведомственные исследования по проектам, предусмотренным федеральной целевой программой "Мировой океан" и ведомственными аналитическими и целевыми программами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства по рыболовству, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального космического агентства и Российской академии наук.

Анализ деятельности Российской Федерации в Антарктике показал несоответствие современного состояния и характера развития деятельности России по исследованию и использованию Антарктики внешнеполитическим задачам, стоящим перед Российской Федерацией, основным тенденциям в антарктической деятельности ведущих мировых держав и развитию ситуации в регионе в целом и позволил определить следующие системные проблемы деятельности Российской Федерации в этом регионе:
ограниченность спектра и недостаточное развитие по отношению к мировому уровню комплексных научных исследований Антарктики, приводящие к серьезному отставанию работ, прежде всего в области астрофизики, микробиологии, биохимии;

серьезное отставание в проведении морских научных исследований с целью определения рационального использования водных биологических ресурсов, изучения климатообразующей роли вод и льдов Южного океана, их влияния на глобальные природные процессы и их изменчивость, предупреждения и уменьшения опасных последствий стихийных бедствий, мониторинга природных, антропогенных и техногенных явлений глобального и регионального масштаба, а также обеспечения безопасности мореплавания;

значительное отставание в осуществлении прогнозной оценки морских промысловых биологических ресурсов вод Антарктики на основе результатов научных исследований, а также результатов деятельности отечественного рыбопромыслового флота в антарктических водах;

физический и моральный износ экспедиционной антарктической инфраструктуры, созданной в основном в 70-80-е годы ХХ века, особенно капитального и временного служебно-жилищного фонда, баз горюче-смазочных материалов, морских, авиационных и наземных гусеничных транспортных средств;

значительное отставание от иностранных государств в техническом оснащении полевых исследований;

недостаточное использование возможностей российских антарктических станций для осуществления научных программ, связанных с исследованиями космического пространства, например установки в Антарктике станций сбора данных измерений системы дифференциальной коррекции и мониторинга глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (далее - система ГЛОНАСС);

несовершенство системы подготовки кадров и недостаточность мер материального стимулирования и морального поощрения участников Российской антарктической экспедиции;

значительные объемы накопленных с 1956 года отходов жизнедеятельности российских (советских) антарктических станций и сезонных полевых баз, нуждающихся в вывозе в рамках выполнения обязательств Российской Федерации по Протоколу по охране окружающей среды.

Несмотря на то что в настоящее время Российская Федерация постепенно восстанавливает свои позиции в Антарктике, необходимо системно наращивать ее влиятельное присутствие в этом регионе, соответствующее месту и роли России в международном сообществе.

II. Цели Стратегии

Целями настоящей Стратегии являются реализация национальных интересов Российской Федерации в Антарктике в соответствии с нормами и принципами международного права, основными направлениями внешней и внутренней политики Российской Федерации, а также
Предотвращение (минимизация последствий) возможных угроз национальным интересам в Антарктике, что будет способствовать:
сохранению Антарктики в качестве зоны мира, стабильности и сотрудничества, предотвращению возможного возникновения очагов международной напряженности и природно-климатических угроз глобального характера;

укреплению экономического потенциала России за счет использования имеющихся водных биологических ресурсов Южного океана, а также комплексного изучения минеральных, углеводородных и других видов природных ресурсов Антарктики;

повышению международного престижа Российской Федерации, чему будет способствовать проведение масштабных политических, социальных, научных, природоохранных мероприятий, связанных с деятельностью России в Антарктике.

III. Приоритетные задачи и мероприятия по развитию деятельности Российской Федерации в Антарктике

Для достижения целей настоящей Стратегии необходимо решить задачи по всестороннему содействию, сохранению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике, развитию комплексных научных исследований в Антарктике, оценке роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях, оценке водных биологических ресурсов Антарктики на основе исследований в отношении прогнозирования состояния их запасов для обеспечения экономически эффективного рыбного промысла, проведения научных геолого-геофизических исследований минеральных и углеводородных ресурсов континентальных районов Антарктиды и омывающих ее морей, обеспечению космической деятельности Российской Федерации в части, касающейся системы ГЛОНАСС, охране окружающей среды Антарктики, модернизации и реорганизации экспедиционной инфраструктуры Российской Федерации в этом регионе.

1. Всестороннее содействие сохранению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике

В соответствии с основными принципами внешней политики Российской Федерации на современном этапе для решения задачи по всестороннему содействию сохранению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике в целях расширения международного сотрудничества необходимо:

обеспечить активное участие Российской Федерации в принятии решений Консультативным совещанием по Договору об Антарктике, работе сессии Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, мероприятиях других органов системы Договора об Антарктике;
проводить работу по формированию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Российской Федерации в Антарктике.

2. Оценка роли и места Антарктики в изучении глобального изменения климата

Одной из главных глобальных проблем современности является прогнозирование изменений климата на планете. Подобные изменения оказывают существенное влияние на различные аспекты жизнедеятельности человечества. Изменение природной среды Антарктики может иметь угрожающие последствия для населения Земли и мировой экономики. Возможность таяния ледникового щита Антарктиды и связанное с этим повышение уровня Мирового океана, расширение "озоновой дыры", повышенная активность солнечно-земных связей и ряд других природных особенностей этого региона определяют широкий круг исследований, которые ведутся в Антарктике различными странами.

Формирование и текущие изменения климатических характеристик определяются естественными (солнечная и вулканическая активность, космо- и гелиогеофизическое влияние) и антропогенными факторами. В Антарктике, где отсутствуют промышленная, сельскохозяйственная, высокоразвитая транспортная деятельность и крупные мегаполисы, фактор человеческого влияния на климат сведен к минимуму. В связи с этим проведение регулярных инструментальных метеорологических, аэрологических, гляциологических, геодезических, океанологических и биологических наблюдений в Антарктике дает возможность без особых искажений получить данные об изменении климатических характеристик под влиянием естественных факторов, которые не находятся под воздействием и управлением человека. Для территории Российской Федерации, значительная часть которой находится в зоне вечной мерзлоты, оценка влияния естественных факторов на климатическую изменчивость актуальна и чрезвычайно важна, так как процессы потепления климата могут оказать существенное негативное влияние на экономику тех российских регионов, которые расположены в зоне влияния вечной мерзлоты.

В ходе реализации настоящей Стратегии необходимо провести в Антарктике мониторинг состояния компонентов природной среды (атмосферы, криосферы, гидросферы, биосферы) и специализированные научные исследования для оценки влияния на эти компоненты глобального изменения климата и выявления обратных связей (влияния природно-климатических изменений в Антарктике на глобальный климат).

3. Обеспечение космической деятельности Российской Федерации

Вывод из эксплуатации в начале 90-х годов прошлого века научно-исследовательского флота, используемого для поддержки космической деятельности в удаленных от России районах планеты, и ликвидация отечественных военных баз, обеспечивавших в странах Южного полушария глобальный мониторинг, связь и при необходимости управление космическими полетами отечественных орбитальных аппаратов и систем, привели к существенным проблемам в коррекции эфемерид орбит современных космических аппаратов и активном управлении их полетами. Сложившаяся ситуация требует разрешения в связи с вводом в эксплуатацию системы ГЛОНАСС, поскольку для обеспечения точности определения географических координат воздушными, морскими и наземными объектами в любых районах планеты с помощью этой системы необходимо создание широкой наземной сети контрольных станций с персоналом специалистов или автоматическим применением.

В целях развития системы ГЛОНАСС подтверждена целесообразность создания подобной сети на российских антарктических станциях Беллинсгаузен, Новолазаревская и Мирный.
Для повышения эффективности функционирования системы ГЛОНАСС, проводимых научных навигационных и гидрометеорологических исследований, определения приоритетов в совершенствовании парка навигационного и гидрометеорологического научного оборудования на антарктических станциях планируется установка станций сбора данных измерений дифференциальной коррекции и мониторинга.

Необходимо решить задачу использования существующей отечественной экспедиционной инфраструктуры в Антарктике для наземного обеспечения космической деятельности Российской Федерации.

4. Оценка водных биологических ресурсов Антарктики на основе исследований по прогнозированию состояния их запасов для обеспечения экономически эффективного рыбного промысла

Одним из основных направлений реализации Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. N 1265-р, является создание условий для работы российского рыбопромыслового флота за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации - в районах действия международных конвенций по рыболовству и в иных районах открытого моря.

Среди таких районов особое место занимает зона действия Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 год). Сторонами Конвенции создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ), целью деятельности которой является сохранение морских живых ресурсов, главным образом, некоторых видов рыб и антарктического криля. В 60-80-х годах прошлого века наша страна стала одним из лидеров по добыче водных биологических ресурсов и по сопутствующим биологическим и океанологическим исследованиям в Антарктике.

Однако из-за кризисного состояния российского рыболовного флота в последние годы доля добытых в этом районе водных биологических ресурсов в общем объеме российского рыболовного промысла в районах открытого моря упала с 7,33 процента в 1990 году до 5,39 процента в 2009 году, при том что уровень запасов водных биологических ресурсов в морях Антарктики по-прежнему высок, а их реальный вылов всеми странами значительно меньше биологически допустимого.

Развитие и совершенствование рыбопромысловой деятельности в антарктических водах неразрывно связаны с необходимостью восстановления и расширения прикладных биологических, океанологических и технологических исследований. Во многом это станет возможным в случае переоборудования крупнотоннажного рыбопромыслового судна в научно-исследовательское, а также постройки специализированного судна такого назначения.

Укрепление позиций отечественной рыбной отрасли и необходимых для ее осуществления прикладных научных исследований не только усилит развитие экономического потенциала России, но и будет способствовать активизации российского присутствия в Южном полушарии. Для этого вида деятельности потребуется расширение гидрометеорологического и гидрографического обеспечения, которое традиционно выполняется в рамках программ работ Российской антарктической экспедиции.

5. Научные геолого-геофизические исследования минеральных и углеводородных ресурсов континентальных районов Антарктиды и антарктических морей

Отечественные геолого-геофизические исследования Антарктики проводятся ежегодно с 1956 года.

Целями исследований и работ в этой области являются изучение фундаментальных закономерностей геологического строения, глубинной структуры и истории формирования земной коры Антарктиды, ее континентальной окраины и прилегающих глубоководных акваторий Южного океана, а также создание информационной базы для оценки и научного прогноза минерально-сырьевого потенциала Антарктики. Пик этих исследований пришелся на 70-80-е годы прошлого века, когда антарктическое сообщество самым серьезным образом рассматривало перспективы практического освоения минеральных ресурсов этого континента. Наша страна в то время занимала одно из лидирующих положений в этом направлении исследований. В Восточной Антарктиде были открыты районы, перспективные для поиска крупных месторождений железной руды и каменного угля, найдены проявления таких твердых полезных ископаемых, как вольфрам, марганец, медь, полиметаллы, титан, редкоземельные металлы, апатит, лазурит, слюда, бор, золото, серебро, алмазы, платина. На континентальном шельфе Антарктиды и примыкающих к нему районах были открыты обширные осадочные бассейны, содержание в которых углеводородного сырья может достичь 70 млрд. тонн топлива.

Однако в соответствии с Протоколом по охране окружающей среды любая деятельность в регионе в отношении минеральных ресурсов, кроме научной, была запрещена.

Поэтому в настоящее время в рамках Российской антарктической экспедиции выполняются только геолого-геофизические исследования, которые позволяют осуществлять необходимые прогнозные оценки минерального и углеводородного потенциала Антарктики.

При этом традиционные геологические методы изучения открытых выходов горных пород и геофизические методы исследований осадочного чехла континента и дна океана могут быть дополнены наиболее эффективными методами глубинного стратиграфического бурения на шельфовых ледниках или припайных льдах антарктических морей.

6. Развитие комплексных научных исследований в Антарктике

Проведение Российской Федерацией крупномасштабной научно-исследовательской деятельности в Антарктике является необходимым условием для сохранения за Россией статуса Консультативной Стороны Договора об Антарктике и является основанием для участия в подготовке и принятии всех решений, касающихся управления этим регионом и реализации существующего там особого международно-правового режима.

В настоящее время российские комплексные научные исследования в Антарктике выполняются в рамках подпрограммы "Изучение и исследование Антарктики" федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 и реализуемой специалистами научно-исследовательских учреждений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук.

Отдельные работы в Антарктике со стороны Российской Федерации выполняются в рамках ведомственных аналитических и целевых программ заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук.

Выполнение комплексных научных исследований проводится с использованием материалов натурных наблюдений и научных экспериментов, полученных участниками Российской антарктической экспедиции, по следующим направлениям:

геолого-геофизические исследования;
изучение глобальных изменений климата;
исследование подледникового озера Восток с участием международной кооперации;
продолжение выполнения долгосрочных научных исследований, предусмотренных программами 3-го Международного полярного года (2007/08 год).

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, стратегическими инновационными проектами, ориентированными на опережающее развитие научно-технического потенциала, обеспечивающего конкурентоспособность России в важнейших технологических областях, являются:

определение роли Антарктики в текущих, прошлых и будущих изменениях планетарной климатической системы;

изучение влияния космо- и гелиогеофизических связей на работоспособность космических и наземных телекоммуникационных, навигационных и инженерных систем и жизнедеятельность биологических организмов;

оценка состояния экосистем Антарктики и Южного океана и влияния на них климатических изменений;

комплексное исследование подледниковых озер Антарктиды для оценки особенностей живых организмов и природы геологической истории антарктического континента до его оледенения;

разработка технологий и инженерных решений поиска живых организмов на других объектах Солнечной системы.

К приоритетным инновационным проектам, направленным на технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие отдельных прорывных технологий, относятся реализуемые в Антарктике следующие проекты:

создание новых конкурентоспособных энергетических установок;

исследование возможностей использования особенностей и свойств микробного биоразнообразия Антарктики для создания нового вида лекарственных препаратов;

совершенствование методологии и повышение качества глобальных и региональных метеорологических и ледовых прогнозов для обеспечения гидрометеорологической безопасности деятельности в Антарктике;

разработка специальной техники, способной работать в экстремальных антарктических условиях;

создание новых поколений авиационной техники и энергоэффективных двигателей;

наземное обеспечение отечественной космической деятельности;

исследование особенностей целевого применения космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, совершенствование их технологии и повышение качества для проведения наблюдений Антарктики.

Реализация задачи по развитию комплексных научных исследований в Антарктике позволит обеспечить:

увеличение количества полевых научных проектов в программе работ очередной Российской антарктической экспедиции;

увеличение числа публикаций, содержащих результаты научных наблюдений, в реферируемых изданиях для содействия международному сотрудничеству в научных исследованиях в Антарктике, как это предусмотрено Договором об Антарктике;

расширение объема информации о природной среде Антарктики в информационной системе "Антарктика".

7. Охрана окружающей среды Антарктики

Планирование и осуществление любой деятельности в Антарктике должно проводиться с учетом неукоснительного соблюдения требований Протокола по охране окружающей среды.

Для этого необходимо принятие законодательных мер, направленных в том числе на обеспечение выполнения положений Протокола по охране окружающей среды и приложений к нему.

Для оценки и проверки воздействия на окружающую среду Антарктики деятельности, осуществляемой на российских антарктических станциях и полевых базах, необходимо продолжить мониторинг ее ключевых параметров, выполнение биологических и химических исследований снега, льда, грунтов и озерной воды.

На российских антарктических станциях предусматривается установка современного технологического природоохранного оборудования, предназначенного для очистки сточных вод, сжигания твердых отходов и подготовки их к вывозу, с учетом определенных сложностей при изготовлении технологического оборудования, связанных с необходимостью его адаптации для работы в Антарктике (сложные климатические условия и ограниченное энергетическое обеспечение).

Особое внимание должно уделяться работам по утилизации и поэтапному удалению отходов прошлой и текущей деятельности российской антарктической экспедиции с антарктических станций и сезонных полевых баз. Сбор и вывоз из района действия Договора об Антарктике отходов прошлой деятельности экспедиции, образовавшихся за период регулярного изучения региона, является серьезной проблемой, поскольку этому важному направлению в предшествующие десятилетия не уделялось должного внимания. Объем вывозимых отходов ограничен грузовыми возможностями единственного научно-экспедиционного судна, обеспечивающего выполнение всех задач Российской антарктической экспедиции. Масштабы реализации природоохранных работ могут быть расширены только после ввода в эксплуатацию дополнительных научно-экспедиционных судов.

Важным фактором для успешного решения задачи по охране окружающей среды Антарктики, выполнению требований Протокола по охране окружающей среды является усиление контроля за планированием и осуществлением любой деятельности на предмет ее соответствия природоохранным требованиям.

Выполнение задачи по охране окружающей среды Антарктики в рамках настоящей Стратегии позволит снизить в пределах района действия Договора об Антарктике количество отходов прошлой и текущей деятельности Российской антарктической экспедиции и повысить оснащенность ее станций и баз технологическим оборудованием для утилизации отходов и предотвращения загрязнения окружающей среды Антарктики.

8. Модернизация и реорганизация экспедиционной инфраструктуры Российской Федерации в Антарктике

Действующая российская инфраструктура в Антарктике была создана в основном в 70-80 годах ХХ века. В настоящее время Российская антарктическая экспедиция осуществляет деятельность на 5 круглогодичных антарктических станциях (Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская, Беллинсгаузен) и 5 сезонных полевых базах (Дружная-4, Союз, Молодежная, Ленинградская и Русская). Законсервированными остаются геолого-геофизические сезонные полевые базы Дружная-1, Дружная-2, Дружная-3, Оазис Бангера и Комсомольская.

Круглогодично действующая антарктическая станция – это комплекс капитальных сооружений, обеспечивающих автономное проживание и условия для работы экспедиционного персонала. Станция кроме служебно-жилых помещений имеет различные научные лаборатории, дизельные электростанции (основную и резервную), мастерские, гараж, кают-компанию, радиостанцию, медсанчасть, банно-прачечный комплекс, склады, стационарную базу горюче-смазочных материалов с резервными емкостями, комплекс водоподготовки, очистные сооружения для утилизации отходов жизнедеятельности, транспортную технику различного назначения, взлетно-посадочные полосы (при наличии необходимых природных условий).

Сезонные полевые базы предназначены для проведения исследований и работ в летний антарктический период. Они состоят из временных служебно-жилых помещений, построенных, как правило, из сборно-щитовых конструкций, основной и аварийной дизель-электростанции, мастерской, радиостанции, бани, медицинского блока и необходимой транспортной техники.

К объектам экспедиционной инфраструктуры также относятся снежно-ледовые взлетно-посадочные полосы, трассы санно-гусеничных походов, экспедиционные морские и воздушные суда.

Существенным является географическое расположение антарктических станций и полевых баз, позволяющее организовать научные исследования в различных природно-ландшафтных комплексах Антарктиды и континентальный мониторинг состояния окружающей среды, а также наблюдение за деятельностью иностранных антарктических экспедиций, что предусмотрено Договором об Антарктике.

В настоящее время абсолютное большинство объектов инфраструктуры Российской антарктической экспедиции значительно изношено, технологически устарело и требует модернизации или реконструкции. Требуется ремонт и реконструкция служебно-жилого фонда станций Беллинсгаузен, Новолазаревская и Восток. Необходимо завершить строительство зимовочного комплекса и снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс.

По сложившейся практике и учитывая суровые природно-климатические факторы, реконструкция и перестройка антарктических станций проводится иностранными государствами, осуществляющими деятельность в Антарктике, не реже одного раза в 15-20 лет.

Судовое обеспечение еятельности Российской антарктической экспедиции с 1997 года осуществляется с использованием двух судов - научно-экспедиционного судна "Академик Федоров" Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и научно-исследовательского судна "Академик Александр Карпинский" Федерального агентства по недропользованию. Этого количества судов недостаточно для выполнения экспедиционных задач и безопасности деятельности России в Антарктике.

По заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с 2007 года осуществляется проектирование и строительство нового научно-экспедиционного судна для Российской антарктической экспедиции. Ввод в эксплуатацию в 2012 году нового судна позволит расширить возможности выполнения задач Российской антарктической экспедиции. Однако необходимо учитывать, что предельный срок эксплуатации научно-экспедиционного судна "Академик Федоров", построенного в 1987 году, в антарктических водах может быть ограничен Российским морским регистром судоходства 2017 годом.

Аналогичные проблемы судового обеспечения антарктических исследований возникают у организаций Федерального агентства по недропользованию и Федерального агентства по рыболовству. Для выполнения работ Федерального агентства по недропользованию требуется новое геолого-геофизическое судно. В связи с отсутствием в настоящее время специализированных судов для Федерального агентства по рыболовству требуется 2 новых крупнотоннажных научно-исследовательских судна ледового класса, оснащенных соответствующим научным и промысловым оборудованием для проведения комплексных рыбохозяйственных и океанографических исследований по научному обеспечению отечественного рыболовства в Антарктике.

Существенной проблемой для деятельности России в Антарктике стало также отсутствие в оснащении станций среднемагистральных самолетов на лыжно-колесных шасси отечественного производства, что не позволяет организовать межстанционную авиационную связь, ограничивает возможность проведения транспортных операций и их безопасность.

Для усиления авиационной поддержки работ Российской антарктической экспедиции предусматривается создание отечественного среднемагистрального самолета на лыжно-колесном шасси. Речь идет о самолете Ил-114Т-100. Планируется создание летно-исследовательского центра Арктики и Антарктики и оснащение его двумя самолетами Ил-76ТД-90 и тремя самолетами Ил-114-100Т на колесно-лыжных шасси.

Таким образом, несмотря на предпринятые Правительством Российской Федерации в предыдущие годы шаги по улучшению состояния инфраструктуры в Антарктике, сохраняются большие проблемы по ее модернизации, реновации и приведению в соответствие с укрепляющимся международным статусом Российской Федерации как в политической, так и в экономической сферах.

Решение задачи по модернизации и реорганизации российской экспедиционной инфраструктуры в Антарктике предусматривает:
увеличение количества экспедиционных морских судов, воздушных судов, транспортеров для внутриконтинентальных походов, обеспечивающих экспедиционные работы;

увеличение числа введенных (построенных или капитально отремонтированных) капитальных объектов на российских антарктических станциях.

IV. Основные этапы и сроки реализации Стратегии, оценка рисков

1. Этапы и сроки реализации

Предлагается осуществить реализацию настоящей Стратегии в 3 этапа с учетом преемственности перспективного многолетнего планирования, сложности и многоцелевой направленности развития деятельности Российской Федерации в Антарктике:

I этап - 2010-2013 годы;
II этап - 2014-2020 годы;
III этап - 2020-2030 годы.

Основными задачами I этапа являются:

закрепление достигнутых позиций в деятельности Российской Федерации в Антарктике;

ввод в эксплуатацию нового зимовочного комплекса и снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс, новых морских и авиационных средств обеспечения работ;

завершение мероприятий и программ, начатых в рамках 3-го Международного полярного года (2007/08 год).

Основными задачами II этапа являются:

продолжение модернизации, технического перевооружения и реконструкции российской экспедиционной, транспортной и научной инфраструктуры для исследования Антарктики;

проведение комплексных межведомственных исследований малоизученных районов тихоокеанского сектора Антарктики, обеспечивающих для России лидирующие позиции в международном антарктическом сообществе, мировой науке в целом, а также укрепление престижа государства.

Основной задачей III этапа является обеспечение позиций Российской Федерации как одного из мировых лидеров исследований в Антарктике.

По завершении II и III этапов предусматривается уточнение перечня основных мероприятий.

2. Оценка рисков

Реализация настоящей Стратегии сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов, включая:

макроэкономические риски, связанные с возможными критическими ситуациями в общих тенденциях социально-экономического развития страны. Подобная ситуация сложилась в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, что, однако, не вызвало прекращения или недопустимого сокращения уровня работ Российской Федерации в Антарктике, поскольку уход России из этого региона поставил бы под вопрос роль Российской Федерации в качестве государства - первоначального участника и ведущей Консультативной Стороны Договора об Антарктике, привел бы к фактически безвозвратной потере обширной экспедиционной инфраструктуры в Антарктике и негативно отразился на престиже страны. В 1997 году Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1113) был установлен перечень минимально допустимых параметров деятельности Российской антарктической экспедиции, которые несмотря на экономические трудности того времени гарантировали активное присутствие нашей страны в Антарктике и сохранение тем самым ее геополитических претензий в этом регионе планеты;

риски снижения международной активности России в системе Договора об Антарктике. Договор об Антарктике и иные соглашения, заключенные в его развитие, создали всеобъемлющую систему правового регулирования всех аспектов деятельности в Антарктике, позволили гармонизировать национальные приоритеты государств - участников Договора об Антарктике и интересы поддержания мира и стабильности, обеспечения международного сотрудничества в этом регионе. Они заложили прочный фундамент, позволяющий эффективно решать любые проблемы, связанные с правовым статусом Антарктики. В последние годы активно обсуждаются вопросы, связанные с заявками на континентальный шельф в районе действия Договора об Антарктике тех государств, которые заявили о своих территориальных претензиях в этом регионе. Благодаря активным и согласованным усилиям заинтересованных государств удалось найти такое решение проблемы, которое не размывает установленный Договором об Антарктике правовой режим, а подтверждает его незыблемость и необходимость безусловного и ответственного соблюдения всеми государствами-участниками его целей и принципов.

Найденное решение позволило в полной мере учесть законные интересы всех государств - участников Договора об Антарктике. Ситуация с правами на антарктический континентальный шельф и его ресурсы требует активизации отечественных геолого-геофизических исследований Антарктики, связанных с оценкой перспектив на различные виды полезных ископаемых. Кроме того, в последние годы возобновились попытки привнесения в систему Договора об Антарктике чуждых концепций, например равноправного раздела прибылей от использования результатов научной деятельности в Антарктике, общего наследия человечества, что противоречит его целям и принципам и требует проведения активной внешнеполитической линии в рамках системы Договора об Антарктике и в различных международных организациях, прежде всего в Организации Объединенных Наций;

операционные риски, связанные с недостаточной нормативной правовой поддержкой осуществляемой в Антарктике деятельности.
В частности, недостаточная регламентация государствами - участниками Договора об Антарктике неправительственной деятельности, а также попытки государств, не являющихся его участниками, организовывать собственные экспедиции в регионе являются существенным фактором риска при реализации настоящей Стратегии. Отсутствие или несовершенство законодательства государств - участников Договора об Антарктике в части регламентации деятельности в Антарктике приводит к появлению проблемы так называемого "удобного флага", когда операторы, например туристические, стремятся вести свою деятельность под флагом государств, которые не обременяют себя соблюдением жестких природоохранных требований, вытекающих из Протокола по охране окружающей среды, а также проблемы деятельности в Антарктике государств, которые не присоединились к Договору об Антарктике.
Существует потенциальная угроза неконтролируемого роста такой активности, что чревато рисками для системы Договора в целом.

Снижение этого вида рисков может быть достигнуто за счет усиления взаимодействия в рамках системы Договора об Антарктике, а также других международных организаций.

Рассматривая факторы риска, связанные с конкурирующими научно-исследовательскими проектами, выполняемыми в антарктических экспедициях государств - участников Договора об Антарктике, следует отметить, что Российская Федерация обладает рядом неоспоримых преимуществ в организации некоторых антарктических исследований и работ, в том числе:

наличие активно действующей сети мониторинга состояния различных характеристик окружающей среды Антарктики (верхняя свободная и приземная атмосфера, магнито- и ионосфера, прибрежная гидросфера, морская и сухопутная криосфера, литосфера, биосфера), признанной международным научным сообществом, включая Всемирную метеорологическую организацию;

открытие и изучение подледникового озера Восток с использованием российских технологий глубокого бурения льда и проникновения в воды озера, существующие достижения в области молекулярной биологии по изучению биоразнообразия поверхностного слоя вод подледникового озера;

наличие достижений в области изучения физики солнечно-земных связей в полярных шапках планеты, включая антарктический регион, и воздействия физических полей неэлектромагнитного происхождения на биохимические реакции;

наличие достижений в области изучения геологического строения материка Антарктида и дна окружающих его морей;

исследование роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях;

достижение значительного объема накопленных фундаментальных знаний о функционировании экосистем Антарктики в сочетании с большим опытом организации комплексных океанографических исследований в полярных регионах.

V. Механизмы реализации Стратегии и перечень основных мероприятий, направленных на ее реализацию

Основным инструментом реализации настоящей Стратегии будет являться государственная программа по обеспечению государственных интересов Российской Федерации в Антарктике (далее - государственная программа).

Государственная программа должна быть разработана Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук.

Целью государственной программы должна являться реализация государственных интересов Российской Федерации в Антарктике с учетом необходимости:

использования Антарктики только в мирных целях;

равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества Российской Федерации в Антарктике;

содействия научным исследованиям и международному научному сотрудничеству;

всеобъемлющей охраны окружающей среды Антарктики;

обеспечения безопасности деятельности в Антарктике.

Участие органов государственной власти в реализации настоящей Стратегии будет определяться целевыми программами в соответствии с полномочиями этих органов. Координация деятельности и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при разработке федеральных и ведомственных целевых программ будут осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ряд целевых программ, реализующих отдельные положения настоящей Стратегии, выполняются в настоящее время.

Перечень основных мероприятий по реализации настоящей Стратегии предусмотрен приложением.

VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Реализация настоящей Стратегии позволит обеспечить национальные интересы Российской Федерации в Антарктике в соответствии с нормами и принципами международного права, основными направлениями внешней и внутренней политики Российской Федерации за счет:

укрепления и развития существующей системы Договора об Антарктике;

развития комплексных научных исследований Антарктики, в особенности выполнения исследований и работ по определению роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях;

охраны окружающей среды Антарктики;

продолжения научных исследований биологических, минеральных, углеводородных, пресноводных и других ресурсов Антарктики;

создания и эксплуатации наземной инфраструктуры в антарктическом регионе в целях осуществления российских программ, связанных с исследованиями космического пространства;

развития российского рыболовства в антарктических водах, основанного на специализированных исследованиях;

использования существующей базовой российской инфраструктуры с ее поэтапной модернизацией и перестройкой;

повышения эффективности научных исследований на основе расширения, модернизации и перевооружения экспедиционной лабораторной базы, внедрения новых технологий наблюдений и оперативной обработки данных и развития математических моделей;

расширения и модернизации транспортной схемы функционирования Российской антарктической экспедиции, включая работу двух научно-экспедиционных судов, сети снежно-ледовых аэродромов на российских антарктических станциях и базах, использования российских воздушных судов для трансконтинентальных и внутриконтинентальных полетов, а также полной реорганизации базы внутриконтинентальных транспортных походов;

модернизации и обновления приборного парка для научных исследований в Антарктике;

расширения научных коллективов, увеличения числа научно-исследовательских учреждений, привлекаемых к антарктическим исследованиям, расширения тематики исследований, привлечения молодых ученых;

обеспечения активного участия России в международном сотрудничестве в Антарктике в двусторонних и многосторонних международных программах.

VII. Финансирование Стратегии

Финансирование деятельности Российской Федерации в Антарктике осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для обеспечения деятельности Российской Федерации в регионе, а также внебюджетных источников для выполнения отдельных хозяйственных задач. К хозяйственным видам деятельности относится, прежде всего, добыча морских биологических ресурсов.

Положения настоящей Стратегии и перечень основных мероприятий по ее реализации должны будут учитываться при подготовке предложений по принятию расходных обязательств Российской Федерации для формирования в установленном порядке проекта федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период.

Органы государственной власти при подготовке предложений для формирования проектов федерального бюджета, обосновании разработки новых государственных, федеральных целевых и других программ, определении объемов инвестиций в развитие деятельности Российской Федерации в Антарктике, а также при подготовке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы должны учитывать положения, содержащиеся в настоящей Стратегии.

Финансовое обеспечение мероприятий настоящей Стратегии за счет средств федерального бюджета будет уточняться по результатам рассмотрения этих обязательств в установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

VIII. Мониторинг и контроль реализации Стратегии

Для достижения поставленных целей и повышения эффективности выполнения настоящей Стратегии формируется система мониторинга ее реализации и хода выполнения основных мероприятий.

Предполагается корректировка положений настоящей Стратегии в целях обеспечения ее согласованности с приоритетами социально-экономического развития страны и формирование системы отчетности исполнителей мероприятий.

Реализация настоящей Стратегии осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ответственными за исполнение мероприятий, в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. Эти федеральные органы исполнительной власти должны определить перечень должностных лиц, которые несут персональную ответственность за исполнение мероприятий и представление отчетности о достижении целевых показателей, проблемах и рисках, а также предпринимаемых в связи с ними мерах.

Координатором реализации настоящей Стратегии является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Задачами координатора являются построение системы мониторинга реализации настоящей Стратегии, анализ хода выполнения мероприятий и оценка достигнутых результатов, а также представление в Правительство Российской Федерации сводной отчетности и предложений по оптимизации комплекса мер и их финансового обеспечения.

Основными критериями выполнения настоящей Стратегии являются достижение конечных запланированных результатов, соблюдение сроков реализации мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств, в том числе внебюджетных источников финансирования.

 

Поделиться