В Москве открылся первый Всероссийский съезд учителей истории

Каким должен быть учебник истории? Как готовить учителей этого предмета? Какое место в школьной программе он должен занимать?

Это обсудят участники первого Всероссийского съезда учителей истории и обществознания, собравшиеся в стенах РАН.

На форум съехалась почти тысяча педагогов со всей России.

- Несмотря на то, что форум носит профессиональный характер, его итоги имеют общенациональное значение, - обратился к учителям глава президентской администрации Сергей Нарышкин. - От того, насколько глубоко и объективно преподается история в школе, зависит уровень сознания и мировоззрение наших граждан. Последнее десятилетие события российской истории освещались противоречиво. Вам принадлежит сегодня особая роль в воспитании у нашей молодежи уважения к стране.

По мнению главы администрации президента, исторические знания воспитывают толерантность и уважение к ценностям и традициям других народов, что очень важно для нашего многонационального государства.

- Современная школьная история призвана давать не только информацию, но и учить детей мыслить самостоятельно, оценивать факты, осознавать многие события, - отметил Сергей Нарышкин. - Но здесь учителей нельзя оставлять одних. Научные институты истории должны помочь школе и в обновлении образовательных стандартов, и в формировании учебных программ.

Сергей Нарышкин считает, что максимум внимания нужно уделить вопросам переподготовки и переквалификации учителей истории.

- Педагоги должны иметь возможность постоянно пополнять свой профессиональный багаж, - подчеркнул он. - Государство ценит вашу подвижническую работу и желание отдавать силу и душу преподавательской деятельности. Россия сейчас решает множество масштабных задач, и их успех во многом зависит от того, насколько бережно и глубоко мы будем относиться к нашей истории.

Вице-президент РАН академик Валерий Козлов, который руководит комиссией по экспертизе учебников, говорил как раз о них. Не секрет, что именно учебники истории часто становятся не носителями объективных знаний и глубоких научных поисков, а провокационным инструментом в руках сторонников той или иной идеи. И если запретить различным кустарным издательствам распространять фиктивные учебники пока не очень получается, то донести до учителей самые важные и объективные новинки в исторической науке, стать своего рода маяком в этой области - задача именно ученых.

Директор Института всеобщей истории РАН  академик Александр Чубарьян раскрыл небольшой секрет: в планах у него создать большой интернет-портал для учителей истории, где бы размещались самые последние научные исследования, различные исторические документы, в том числе и архивные. Сегодня чуть ли не каждую неделю секретные бумаги из прошлого избавляются от тайного грифа, но у обычных школьных учителей доступа к ним практически нет. Вообще выступление Александра Огановича не раз прерывалось аплодисментами. Так учителя реагировали, например, на слова о том, что в экспертизе учебников истории надо ввести еще один обязательный пункт - сбор мнений педагогов о тех учебниках, по которым они преподают.

мнение

Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова, академик:

- Каждый школьный предмет важен по-своему. Но место истории - особое: здесь и образование, и воспитание. Она - основа мировоззрения, знание истории делает человека гражданином своей страны. Увы, сейчас в области исторического знания много фальсификаций, которым надо давать достойный отпор. И не забывать: в преподавании истории негативно сказываются публицистический подход и ставка на сенсацию.