Все чаще по телевизору и в прессе призывают подключаться к Интернету - "отличной среде для общения".
Однако несложно представить себе чувства человека, который подключился к Всемирной сети, открыл браузер... и не знает, что делать дальше. Куда отправиться? Где, с кем и как общаться?
В нынешнем и следующем выпусках компьютерной рубрики я постараюсь подробнее рассказать, как использовать Интернет для заведения новых знакомств, поиска старых друзей и того самого общения, которого многим может так не хватать.
ICQ и другие программы для быстрого обмена сообщениями предназначены для общения, что называется, с глазу на глаз. Разговор же нескольких (зачастую - нескольких десятков) людей гораздо проще организовать при помощи такого сервиса, как чат.
В переводе с английского слово chat переводится как "дружеская болтовня". Чат-сервисы, предназначенные для разговоров в Интернете, полностью соответствуют своему названию - участники дискуссий обмениваются текстовыми сообщениями, отправляют другим картинки "по теме" и т.д. После того как один из собеседников введет свою реплику в строку и нажмет кнопку "Отправить", текст отправляется на сервер и становится виден остальным посетителям чата.
Чаще всего групповое общение в чате подразумевает использование интернет-браузера, в который загружаются все элементы оформления и реплики участников дискуссии. Обычно обмен сообщениями происходит в большом окне, которое располагается по центру экрана, а по бокам, а также сверху и снизу от него размещаются различные инструменты управления и навигации: кнопки для смены шрифта и цвета текста, ссылка для выхода из чата и проч.
Чаще всего чат предлагает своим посетителям несколько или много виртуальных помещений, где собираются группы по интересам. Иногда "комнаты" могут создаваться самими участниками чата, однако чаще их количество, названия и тематика определяются администрацией чата. Например, сервис chat.mail.ru позволяет своим посетителям выбрать из множества тематик: "Москва", "Питер", "Мужской клуб", "Разминка мозгов", "Кому за 30", "Что делаем вечером?" и т. д.
Замечу, что чаты с использованием браузера были одним из наиболее распространенных способов общения в 90-е годы, но с тех пор их популярность несколько снизилась. На смену им пришли другие способы общения, один из которых - видеочаты. Один из наиболее популярных из них - www.chatroulette.com. Принцип его работы в том, что выбор собеседника для нового посетителя осуществляется автоматически, случайным образом. Впрочем, если участники общения вдруг решат, что по тем или иным причинам поболтать им не суждено, оба вольны прекратить разговор в любой момент и поискать нового собеседника. Правда, чтобы принять участие в видеочате, одного браузера не хватит - нужны также веб-камера и микрофон. Эти устройства сейчас стоят довольно дешево и продаются в любом компьютерном магазине, однако рассчитывать на высокое качество картинки при использовании веб-камеры не стоит.
Кроме того, собеседники в ChatRoulette могут общаться и при помощи текстовых сообщений. Сейчас этот ресурс, созданный школьником из Москвы, посещают несколько миллионов человек в день.
Отмечу также, что видеочат, в том числе и групповой, позволяет использовать программа Skype (бесплатно, если не считать расходы на интернет-трафик).
Этот вид интернет-сайтов, предназначенных для заведения дружеских связей, поиска одноклассников, одногруппников и однополчан, а также потенциальных коллег и партнеров, стал популярен сравнительно недавно. Еще 10 лет назад само понятие "социальные сети" не было применимо к Интернету, сейчас они на первом месте по популярности.
Социальные сети - это интернет-сайты, позволяющие своим участникам общаться, предварительно сгруппировавшись по тому или иному признаку. Например, по жизненным интересам или роду деятельности (выпускники одной школы или института, бывшие сослуживцы или коллеги, люди, ведущие похожий бизнес и т.д.).
Наиболее популярная в России социальная сеть - "ВКонтакте" (www.vkontakte.ru). Она также входит в список крупнейших социальных сетей в мире - ежемесячно ее посещают 25 млн человек. Сайт, который изначально позиционировал себя как система для общения выпускников российских вузов, разросся до гигантских размеров.
После регистрации на сайте пользователь может подробно указать все данные о себе, загрузить фото, а также приступить к поиску новых знакомых или старых друзей. Отыскать персону по имени и фамилии просто: нужно воспользоваться пунктом меню "Поиск" в верхней части страницы.
Искать новые знакомства "по интересам" еще проще. Например, заполнив в разделе "Образование" название вуза и годы учебы в нем, пользователь, кликнув в своем профиле по названию института, может увидеть список всех, кто также в нем учился. Возможно, он отыщет в этом списке одногруппников, а может, попробует найти нового друга, с которым ему не удалось встретиться в институте. То же касается остальных мест учебы, интересов и т. д.
Новые знакомые или вновь обретенные старые друзья добавляются в список "Друзья", после чего с ними можно обмениваться сообщениями, ссылками и другой информацией. На персональной странице каждого пользователя есть "Стена", на которой можно оставить сообщение, вставить музыкальную композицию или видео. Эти данные будут доступны всем посетителям. В то же время ресурс предлагает и приватное общение, когда все сообщения скрыты от посторонних глаз.
"ВКонтакте" также позволяет своим пользователям вступать в различные группы по интересам и организовывать встречи. Эти возможности доступны в меню слева, по ссылкам. Под встречами подразумеваются любые сборища пользователей соцсети: запланированный поход на концерт или в кино, встреча выпускников и проч. Если вы решите сами организовать встречу, сделать это довольно легко: нужно придумать событию название, описать его, назначить дату и время и определить, кого вы хотите позвать.
Схожим образом работает другая российская социальная сеть - "Одноклассники" (www.odnoklassniki.ru). Как следует из названия, ресурс ориентирован на восстановление старых связей между одноклассниками и одногруппниками - не исключено, именно потому он немного проигрывает "ВКонтакте" по популярности. Тем не менее искать на "Одноклассниках" можно не только соучеников, но и сослуживцев, коллег, даже товарищей по совместному отдыху.
Одна из особенностей "Одноклассников" - "Лента", в которой отмечаются все события, о которых друзья решат поведать миру ("ВКонтакте" такая лента событий доступна лишь по ссылке). Например, ваш знакомый загружает на сайт новую фотографию, на которой изображен его новорожденный сынишка - в "Ленте" появляется сообщение и ссылка на снимок. Снимкам можно давать оценки - от "1" до "5+".
Среди других соцсетей можно выделить "Мой Круг" (www.moikrug.ru) - для заведения деловых и профессиональных контактов - и Facebook (www.facebook.com) - американскую социальную сеть, похожую на отечественную "ВКонтакте". Кстати, именно Facebook благодаря своей популярности стал "героем" нашумевшего фильма "Социальная сеть", который не так давно шел в российском кинопрокате.
- Слышала про программу "антиплагиат". Где ее можно купить и работает ли она?
- Насколько мне известно, работает, и неплохо, позволяя отслеживать, например, количество загруженных из Интернета рефератов. О программе я не слышал, зато знаю про интернет-сервис www.antiplagiat.ru, который предлагает бесплатно базовый набор услуг.
- Как в Интернете можно заработать? Реально ли это сделать с помощью сайта?
- Конечно, нет ничего невозможного. Для этого надо создать интересный сайт, который будет посещать много людей. На этом сайте можно разместить рекламу, которая будет приносить деньги. Создать интересный сайт не сложнее, чем написать интересную книгу. Однако рекомендую хорошо подумать, прежде чем приступать, - разработать в одиночку сайт, который будет приносить заработок, удается единицам.
- Подскажите, как перенести видео из Интернета на жесткий диск.
- Вы, наверное, хотите сохранить на диск видео с YouTube. Для этого есть программы - например, YouTube Grabber и YouTube Downloader. Их можно скачать с сайта download.cnet.com - чтобы отыскать программы, воспользуйтесь поиском на сайте.
Читайте в следующем номере
В следующем выпуске рубрики мы расскажем о сетевых дневниках - блогах, а также о сетевом этикете - негласном сборнике правил по общению в Сети.
Задать вопрос Антону Благовещенскому вы можете по адресу: internet@rg.ru