Сергей Стадлер восстановлен в должности ректора Санкт-Петербургской консерватории до выхода с больничного

На имя ректора Санкт-Петербургской консерватории Сергея Стадлера был прислан факс из министерства культуры, в котором говорилось о прекращении  контракта с ним по решению учредителя.

В подобном формате решения вопроса об увольнении в консерватории усмотрели небрежность. По мнению Сергея Стадлера, факсами данные конфликты на таком уровне до сих пор не решались.
К тому же с, 29 марта Стадлер находится на больничном с гипертоническим кризом, и по Трудовому кодексу уволен быть не может. Причины увольнения ректору пока никто не разъяснил.
В СМИ склонны рассматривать в этом прямое следствие недавно завершившейся проверки финансово-хозяйственной деятельности консерватории, в результате которой были выявлены нарушения на 270 млн рублей.

Между тем, заместитель директора департамента образования Минкультуры Александра Аракелова заявила, что решение об увольнении формально не связано с проверкой, проведенной финансовым департаментом министерства, а является решением учредителя. Проверка Минкультуры в консерватории последовала за серией финансовых скандалов, активно обсуждаемых в СМИ, а также за серьезной зимней протечкой, в результате которой пострадал ряд учебных аудиторий и помещения библиотеки. Проверка не выявила нецелевого использования средств или их хищения.

Любопытно, что за день до известия об увольнении Сергей Стадлер опубликовал свои размышления по этому поводу в недавно запущенном корпоративном блоге консерватории. Свою статью, которую он так и озаглавил - "270.000.000", начал словами: "Раз консерваторией интересуются, значит, это кому-то надо". Он рассказал о том, как замучили консерваторию разного рода проверки, устроенные за короткий период Росфиннадзором, Счетной палатой, Северо-Западной дирекцией по строительству и министерством культуры. Не исключено, что такая "атака" была вызвана грядущим капитальным ремонтом вуза в преддверие его 150-летия.

Известно, что предыдущий ректор Петербургской консерватории Александр Чайковский был уволен по очень похожему сценарию и тоже после строгой финансовой проверки Минкультуры. Александр Чайковский в свое время не меньше говорил о масштабном ремонте консерватории и принадлежащих ей зданий, но, увы, фактически ничему из его планов не суждено было осуществиться.

Поразительно, но и предшественники Стадлера, и Чайковского - Сергей Ролдугин и Владислав Чернушенко - покинули ректорское кресло по схожей схеме, сопровождаемые активным обсуждением финансовых скандалов консерватории в СМИ. Сергей Стадлер стал четвертым ректором в веренице снятых с должности ректоров Петербургской консерватории, но первым, кто осмелился поднять вопрос тенденциозности увольнений.

Среди финансовых нарушений, выявленных в результате проверки, о которых без утайки постарался отчитаться Сергей Стадлер в блоге, были упомянуты 160 миллионов, выплаченных работникам консерватории в виде надбавок, выделенных из фонда заработной платы. Притом, что оклад большинства сотрудников составляет 5-6 тысяч рублей, остальное регулируются этими "надбавками". На 5 млн рублей были поощрены студенты консерватории за отличную учебу и творческую работу. На 16 миллионов были закрыты договоры на работы, сделанные в предыдущем году, куда вошел факт выплаты "Олимпстрою" на 6 миллионов рублей "за позорный ремонт нашей крыши". Эта история, как известно, спровоцировала самый шумный интерес прессы к консерватории в феврале, когда вдобавок ко всему там образовались протечки. В 270 миллионов вошли 44 миллиона по целевому проекту "автоматизация", хотя, как уверяет Стадлер, он никаких просьб в министерство по поводу автоматизации не посылал. Приплюсовали также 2 с лишним миллиона рублей недополученной зарплаты ректора и проректоров. "Это тоже финансовое нарушение; полагаю, что проректоры считают также", - язвительно прокомментировал это экс-ректор. Обнаружился долг на сумму в 147 тысяч рублей от жильцов коммунальной квартиры, расположенной в здании консерватории. "Министерство эту квартиру, которая нам мешает, расселять не торопится, а у меня на это денег не предусмотрено. Иначе, это будут уже не "нарушения", а "нецелевое использование бюджетных средств", - пояснил ректор. Из разряда казусных выяснились 15 тысяч рублей, которые консерватория "переплатила" за питание учащихся школы-десятилетки из малообеспеченных семей.

Резюмируя, Сергей Стадлер написал о том, что "консерватория ежеквартально отправляла в министерство финансовые отчеты, не говоря уж о годовом отчете. В этих отчетах все указанные цифры были, и никаких претензий нам учредитель никогда не предъявлял".

Профессорско-преподавательский состав занимает на протяжении последних лет неоднозначную позицию. Одни ждут нового лидера, способного вернуть консерватории честное имя, которого она достойна, другие используют ситуацию "мутной воды", создавая оппозиционные кланы и подковерные интриги.

В любом случае, говорить о единодушии коллектива в оценке, в частности, своих так часто меняющихся ректоров не приходится. Аргументы "против" всегда находились в отношении всех четырех последних кандидатур. Жуткий финансовый скандал сопровождал увольнение Владислава Чернушенко, которому приписывали открытие ресторанного бизнеса. Сергей Ролдугин единственный не успел оскандалиться и предусмотрительно ушел сам, вскоре став руководителем Петербургского Дома музыки. Александр Чайковский так и остался "чужим" - москвичом.

В отношении Сергея Стадлера в Петербургской консерватории также не сложилось однозначного отношения, и оппозиционные кланы продолжали выжидать своего часа все это время. Можно было услышать и о том, что ректор мало времени сидит в своем кресле, больше занимаясь концертной деятельностью, хотя Стадлер зачастую покидал свой кабинет далеко за полночь. Стрелы из завистливого закулисья летели в сторону многочисленных, собиравших аншлаги в зале-тысячнике арт-проектов, осуществленных на сцене Театра консерватории, которые упрекали во всем, в чем могли. Но такого количества неизвестной, забытой музыки прошлых веков, в том числе опер Вивальди, Шумана, Чайковского, Рубинштейна, Бизе, Вагнера, какая прозвучала со сцен Малого зала и Театра, не было исполнено здесь прежде. Сергей Стадлер как солист и дирижер подавал пример активного музыкантского служения и жажды новых открытий студентам, которые, к слову, никак не выразили своего отношения к происходящему.

p.s.

Министр культуры вынужден был отменить приказ о досрочном прекращении контракта с Сергеем Стадлером в связи с тем, что тот находится на больничном. Тем не менее, как сказала "РГ" Наталья Уварова, "в министерстве очень надеются, что уважаемый музыкант примет неизменное решение министра о расторжении с ним контракта с достоинством".

от первого лица

Михаил Гантварг, зав. кафедрой скрипки и альта, профессор, народный артист РФ

Любая смена ректора во время учебного процесса - очень негативное явление. Каким может быть моральное состояние коллектива, если это уже смена четвертого ректора за последнее время? Мы уже привыкли так жить в этой непростой ситуации. Но лучше, чтобы она была простой, ясной и совершенно прозрачной. Мне кажется, если бы министерство культуры обращало больше внимания на мнение Ученого совета, ведущих профессоров, может быть, какие-то кадровые решения были бы более удачными. Никого из нас не спрашивали ни тогда, когда Сергея Стадлера поставили и.о. ректора, ни сейчас, когда убирали. На нашем заседании с представителями министерства культуры Олег Михайлович Виноградов сказал, что министерство должно прислушиваться к мнению ведущих профессоров консерватории, которые знают ситуацию изнутри. Кадры решают если не все, то очень многое. Не могу отвечать за весь ученый совет, но кандидатура Дмитрия Николаевича Часовитина хорошая. А вообще идеальным ректором в моем понимании был Павел Алексеевич Серебряков, который уже в девять утра был в консерватории, смотрел за тем, кто во что одет и далее по списку. Мы все знали, что он - всевидящее око, человек, у которого мы все находимся под контролем.

Сергей Стадлер, народный артист РФ

Я сейчас лежу в больнице с гипертоническим кризом, который случился у меня после разговора с министром культуры. Мне жаль, что в случае моего увольнения учредитель не подумал о нашей консерватории. Любой новый человек, пришедший на это место, как минимум полгода будет входить в дела. Совершать такие перестановки накануне госэкзаменов, вступительных экзаменов, сессии и конкурса Чайковского крайне непредусмотрительно. Если кому-то очень хочется, чтобы я на этом месте больше не сидел, было бы логичнее сделать это по завершении учебного года. Куда они торопятся, я не понимаю.

Акт о финансовом нарушении на огромную сумму в 270 млн рублей, предъявленный консерватории, составлен очень безграмотно и чувствуется, что сделан формально, потому что консерватория где-то названа библиотекой. Странно, что такие результаты выяснились после двух серьезных проверок Росфиннадорза и Счетной палаты. К тому же эта проверка учредителя не носит карательного характера, напротив, предполагается, что учредитель должен помочь, подсказать. Я против того, чтобы на меня повесили все то, чего я не совершал.

Леонид Зайчик, декан фортепианного факультета, профессор, заслуженный артист РФ

Я работаю в консерватории почти сорок лет и могу сказать, что подобного кризиса за эти годы не помню. За последние семь лет у нас сменилось четыре (!) ректора и, по-видимому, предполагается приход пятого. Не вдаваясь в подробности и причины перемен, могу сказать о самом факте: это очень пагубно отражается на учебном, творческом процессах, психологическом состоянии всего коллектива. Сегодняшнее заседание с представителями министерства подтвердило, что ясности ситуации, порядка в этих вопросах мы не наблюдаем. По словам работников министерства, вопрос повис в воздухе, и как он будет развиваться дальше, мы не знаем, но напряженность в коллективе очевидна, и это нас огорчает. Мы находимся в таком положении, когда мнение коллектива по этому поводу не учитывается. Существуют юридические нормы, согласно которым учредитель может в любой момент расторгнуть договор без объяснения причины. Наверное, на определенном уровне власти эти вопросы нужно анализировать, просчитывать и регулировать более тщательно.