На протяжении всего военного лихолетья Музей Л.Н. Толстого в станице Старогладковской был островком мира.
Военные были очень удивлены, когда к ним пришла делегация из лежащей на пути войск станицы и немолодой чеченец попросил не стрелять в сторону селения. Потому что боевиков там нет, но... есть Музей Льва Толстого, а еще есть школа, в которой учатся дети, которых учат русские учителя, потому что есть музей Толстого.
Еще больше военные были удивлены, когда, приехав в станицу, увидели музей Толстого и памятник Толстому, и школу имени Толстого, и русских учителей. А еще войсковые командиры встретили в станице много молодых мужчин, которые не воевали против русских.
Немолодой чеченец оказался директором музея Хусайном Загибовым и провел для военных экскурсию. По всем правилам этой непростой, совсем забытой к тому времени в республике профессии.
Через несколько дней пришла очередь удивляться жителям станицы. Тульские десантники привезли для первоклашек новенькие, пахнущие магазином ранцы и новые, пахнущие типографской краской учебники. Жителям выдали объемистые продуктовые наборы, а работники музея впервые за три года получили скромную зарплату.
Это был 1999 год.
В 2000 году сюда приехал потомок Л.Н. Толстого директор Яснополянского музея Владимир Толстой. Приехал "восстанавливать прерванные войной контакты". Это был поступок, положивший живое начало качественно новым отношениям между двумя музеями. А может быть, между двумя народами?
За недолгие годы работы в Ясной Поляне я неоднократно бывал на Северном Кавказе, ездил по Чечне и Дагестану, знакомился с разными людьми, ночевал в их домах, ел и пил с ними за одним столом. Принимал гостей с Кавказа в своем доме, работал и отдыхал вместе с ними. Мы вместе с аварцами выбирали, везли и устанавливали в Пироговских имениях графов Толстых (отдел музея-усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна") в Тульской области памятный камень их земляку Хаджи-Мурату - последнему герою последней повести великого писателя и "всем погибшим в кавказских войнах".
Совместно с министерством образования Чеченской Республики отдел, которым я имею честь руководить, в 2009-2010 годах проводил конкурс "Кавказ в жизни Л.Н. Толстого" для чеченских школьников. Но, проводя награждение победителей, я испытывал нестерпимый стыд. Да, мы вручали детям замечательные книги, подписанные потомком великого Толстого. И вручал их замечательный человек, заслуженный врач, депутат Государственной Думы России Саид Яхихажиев.
Но на вопрос детей, поедут ли они в Ясную Поляну, я не смог им этого пообещать. Яснополянский музей не в состоянии оплатить школьникам и учителям затраты на дорогу. Мы с чеченскими детьми, учителями и работниками музея стояли на крыльце прекрасного нового здания. По личному распоряжению главы республики Рамзана Кадырова на строительство были выделены крупные ассигнования, и эти средства вовремя и качественно освоены, свидетельством тому новое прекрасное здание музея. Но... На реставрацию экспонатов, разработку и создание экспозиции "под ключ" необходимо еще около пятнадцати миллионов рублей. Без них здание пустует. Нет экспозиции - значит, нет музея.
Ушел из жизни Хусайн Загибов, сохранявший и приумножавший собрание музея, в течение двадцати трех лет ценой собственного здоровья спасший и сберегший его. К счастью, у Хусайна Загибова есть сыновья, и старший из них, Салавди Хусайнович, теперь директор музея. И поэтому есть надежда, что музей будет жить.