Выставка шедевров Фаберже открылась в Москве

Уникальная выставка шедевров ювелирного искусства мастерской Карла Фаберже и его современников открылась сегодня в Музеях Московского Кремля. Кроме произведений русских ювелиров, здесь представлены предметы из коллекции знаменитой французской фирмы "Картье", созданные под влиянием русской ювелирной школы.

Первыми эти сокровища увидели журналисты, а для посетителей экспозиция открыта с 8 апреля. Экспонаты для выставки собирались буквально по всей России, здесь представлены работы как из хранилищ Москвы и Санкт- Петербурга, так и из собраний музеев Урала и Сибири, а также частных коллекций. По словам куратора экспозиции Татьяны Мунтян, "в экспозиции более 400 предметов искусства, выполненных на протяжении трех столетий - с середины 18 до начала 20 века". Больше половины шедевров принадлежит фирме Фаберже, многие из них мемориальные и связаны с именами российских правителей, например, часы, которые находились на столе у Николая II, или трость Екатерины II. "Первоначально для экспозиции отобрали в два раза больше экспонатов, но из-за того, что наши выставочные возможности ограничены пришлось чем-то пожертвовать", - сказала Мунтян.

Помимо произведений Фаберже на выставке представлены работы мастеров Алексея Денисова-Уральского, Авенира Сумина, Ивана Брицына, также поставлявших свои изделия к царскому двору. Особое место заняли изделия уральских кустарей, чьи работы стали в XIX веке неотъемлемой частью придворной культуры. В центре экспозиции - шесть императорских пасхальных яиц, созданных Фаберже и ставших вершиной его творчества. Увидят посетители и невероятной красоты цветы, ягоды на стеблях, вставленные в вазочки из горного хрусталя, будто наполненные водой, и миниатюрные деревья. "Это настоящий волшебный сад драгоценных цветов Фаберже, на выставке представлены 9 флоральных этюдов из 12 существующих в государственных музеях России, в том числе цветки, которые практически никто не видел, - это "Незабудка" из Нижегородского художественного музея и отреставрированные "Ландыши" из фондов Эрмитажа", - рассказала куратор выставки. Есть здесь и своеобразный "каменный зоопарк" - миниатюрные слоники, зайчики и прочие зверюшки из драгоценных и полудрагоценных камней, пользовавшиеся в свое время большой популярностью при дворе. "В основном фигурки происходят из дворцового имущества. Те, что из Музеев Московского Кремля принадлежали Марии Федоровне, Николаю II и другим российским правителям", - отметила Татьяна Мунтян. По ее словам, очень часто представители Двора покупали подобные изделия не у известных фирм, а уральских кустарей. Особый раздел посвящен работам Денисова-Уральского из серии "Воюющие державы", изображающим в аллегорической форме страны-участницы Первой мировой войны. Отдельное место занимают произведения французской ювелирной школы в исполнении мастеров "Картье". Французы создавали собственные фигурки животных, цветочные композиции, которые порой сложно отличить от изделий самого Фаберже, чьи работы фирма реализовывала в Париже. Ювелирное искусство двух стран было тесно связано, не только русские учились у французов, но и французы у русских. Выставка "Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России" будет открыта в выставочном зале Успенской звонницы с 8 апреля по 24 июля.