Свердловская область понесла убытки от выпуска ненужных специалистов

Уральские промышленники выступают за создание региональной системы профориентации молодежи, которая будет начинаться со школьной скамьи.

Необходимость таких мер красноречиво подтверждают цифры. В 2010 году в службу занятости населения Свердловской области обратились 6609 выпускников вузов, техникумов и училищ, как государственных, так и коммерческих. 4972 из них зарегистрированы. С учетом средней продолжительности периода безработицы в 4,2 месяца затраты бюджета на выплату пособий составили 20 миллионов рублей, на переобучение - 11,4 миллиона. При этом государство недополучило 53,4 миллиона рублей налогов - исходя из среднего размера зарплаты по региону в 19 тысяч. То есть "убытки" от выпуска прошлого года составили почти 85 миллионов рублей, и это не считая затрат на образование этих дипломированных специалистов.

Причина невостребованности выпускников - не только отсутствие опыта. Дисбаланс в подготовке специалистов в регионе наблюдается не первый год, причем базовые для Урала отрасли - металлургия, машиностроение, энергетика - испытывают дефицит кадров, зато новоиспеченных педагогов, управленцев и экономистов - переизбыток. Вместо 20 тысяч специалистов начального профессионального звена, которые требуются Свердловской области, учебными заведениями подготовлено всего 12,6 тысячи.

Не секрет, что современная молодежь выбирает будущую профессию спонтанно. По данным всероссийского соцопроса, только 44,6 процента школьников самостоятельно принимают решение, куда пойти учиться. 34,4 процента делают выбор по совету родителей, 11,7 - прислушиваются к мнению друзей, для 6,8 главный авторитет - учителя, и наконец, 2,5 процента абитуриентов ориентируются на информацию в СМИ и рекламу учреждений образования. Для родителей же главными критериями являются отнюдь не способности ребенка, а уровень зарплаты в отрасли и условия труда.

- Кто сегодня идет в ПТУ? Те, кто не поступил в техникумы, обычно это проблемные подростки. Поэтому в глазах общества станочник - синоним неудачника, хотя зарплата у высококвалифицированного рабочего может быть в разы выше, чем у ИТР. Мы пять лет ежемесячно подаем вакансии станочников в службу занятости. За это время не получили ни одного, вынуждены приглашать вахтовым методом из других регионов, - замечает Александр Дроздецкий, начальник службы управления персоналом научно-производственного предприятия.

Листая справочник абитуриента 2011 года, работодатели вздыхают: в стратегии учебных заведений пока ничего не изменилось: как гнались за "модой", так и гонятся. К примеру, в одном из колледжей Екатеринбурга, который, по идее, должен готовить специалистов для железной дороги, из 24 специальностей 15 - непрофильные: бухучет и финансы, менеджмент, реклама и даже туризм. "Паровоз эти студенты в глаза не видели, наверное", - горько шутят промышленники. Между тем исследование, которое проводили в США, показало, что нелюбимая профессия оборачивается впоследствии снижением производительности труда на 10-15 процентов и частой сменой мест работы (в среднем в 2,5 раза выше, чем обычно).

- Создавать условия для повышения престижа рабочих профессий - общая задача государства и работодателя. Пока предприятия не захотят прийти в школы и рассказать, чем интересна профессия, какова зарплата, условия труда - смысла в рекламе нет, - считает начальник отдела формирования государственного задания на подготовку и повышение квалификации специалистов министерства образования Свердловской области Людмила Бугуева.

По ее мнению, причина дисбаланса на рынке труда - нехватка информации у абитуриентов. Поэтому планируется создать единую электронную базу образовательных учреждений области - в первую очередь государственных, начального и среднего звена, в дальнейшем в нее войдут также федеральные и коммерческие вузы и колледжи. Также до 2013 года на базе колледжей и училищ будет организована сеть территориальных центров профориентации, рассчитанных как на школьников, так и на взрослую аудиторию.

Правда, сами чиновники признаются, что все это - лишь отдельные направления профориентационной работы, а единая модель в регионе так и не выстроена. В ведении областного министерства лишь пятая часть учебных заведений региона. В этой ситуации, с точки зрения главного специалиста департамента службы занятости населения Свердловской области Василия Агафонова, "закручивание гаек" госзаказа на образование малоэффективно.

По словам Владимира Федотова, директора по региональному развитию компании, поставляющей учебное оборудование для учреждений профобразования, недостаточно просто оснастить учебные центры современными тренажерами.

- Знаете, что такое "сдать класс под ключ"? Это означает заполнить помещение оборудованием, закрыть на ключ и отнести этот ключ директору. Потому что некому обучать работе на станках с ЧПУ. Мастера с заводов не пойдут на 7-8 тысяч - это даже меньше, чем зарплата учителя в школе. Межшкольные учебные комбинаты охотно посещают ученики 6-9 классов, а старшеклассники считают это пустой тратой времени - они уже выбрали специальность и занимаются с репетиторами, - говорит он.

Именно поэтому, считают представители бизнеса, профориентацию нужно начинать буквально с начальной школы. В ряде городов Свердловской области уже реализуются совместные проекты промышленных предприятий и учреждений образования. Так, в Каменске-Уральском 2,5 года трубный завод сотрудничает с семью школами. Начиная с четвертого класса ребята участвуют в конкурсах рисунков на профессиональную тему, ездят на экскурсии в цеха, на классные часы в школу приходят высококвалифицированные специалисты и представители семейных династий.

- Затраты на программу составили всего полмиллиона рублей, - рассказывает Сергей Каширин, начальник центра подготовки и развития персонала завода. - Результаты, на мой взгляд, неплохие - на работу к нам пришло в прошлом году 177 человек - это в два раза больше, чем обычно.

Похожий проект реализуется на градообразующем предприятии Верхней Салды, которое вложило в него порядка 15 миллионов рублей. В Североуральске в 2004 году при поддержке промышленников был создан центр региональных инициатив, который пытается выстроить образовательную вертикаль от детского сада и школы до горного колледжа и вуза. Если малышам предлагают, например, в игровой форме изучать геологию и законы природы, то подростки уже штудируют деловой английский, посещают камнерезную мастерскую, участвуют в конкурсах. Молодежь имеет возможность получить профессию без отрыва от производства. В систему непрерывного образования вовлечены порядка 600 человек. Таким образом работодатель стремится закрепить в городе молодых специалистов, а "проблемному контингенту" дать возможность найти свое место в жизни.

- После лицейского класса ребята хорошо знают, с чем столкнутся на производстве, поэтому остаются на предприятии. А вот случайные претенденты часто не выдерживают условий работы горняка, - комментирует Константин Малахов, директор по персоналу горнодобывающего предприятия.

Компетентно

Михаил Федоров, вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, ректор УрГЭУ:

- Во многих странах система профориентации выстроена на государственном уровне: существуют целевые программы, в школах работают консультанты. Например, в США дети 5-14 лет проходят 300-часовой курс "Развитие карьеры". В ФРГ создан высший государственный орган управления профориентацией и трудоустройством. В Южной Корее малыши вовлечены в систему профориентации с четырех лет. В России же помощью специалиста при выборе будущей профессии пользуются не более трети выпускников школ. В итоге каждый второй россиянин чувствует, что ошибся в выборе (в Европе таких не более 15 процентов). Работа предприятий с учебными заведениями носит бессистемный характер, а значит, приносит экономике региона больше вреда, чем пользы. Нужен областной закон либо целевая программа профориентации.