В Кировской области власти провели удивительный эксперимент - позволили народу решить, что ему нужно, и поддержали материально. Попросив при этом принять посильное участие примерно так: "Наши полтора миллиона плюс ваши сто рублей и ваша проблема решена". Результаты эксперимента вдохновили и удивили всех.
Оказалось, люди не только умеют самостоятельно принимать решение, но и не быть равнодушными. Эксперимент под названием Проект по поддержке местных инициатив (ППМИ) запустила в области вице-губернатор Мария Гайдар. Откуда у неинициативных граждан Кировской области появилась самостоятельность и что из этого вышло выяснила корреспондент "РГ".
Бывший глава Тужинского района Владимир Моторин этот проект испытал на своем районе один из первых.
- Сначала подумали, что это обычная областная целевая программа, только на условиях софинансирования, - делится он своими впечатлениями, - а когда начали реализовывать, поняли, что это совсем не так. Проект оказался тем шансом, который позволяет улучшить среду проживания за счет своего, пусть небольшого, вклада. Это одна сторона медали, а вторая - за счет участия у человека развивается ответственность за то, что он сделал. То есть если сегодня он сделал дорогу, завтра уже не поедет по ней на тракторе. Беречь будет, потому что деньги свои вкладывал.
- Может, Всемирный банк за ваш счет свой рейтинг поднимает?
- Ну и пусть, - горячится Моторин. - А деньги-то идут из областного бюджета, от населения и спонсоров. Даже если это пиар, мы от этого не страдаем. Если мыслить категориями обывателя, то какая разница, губернатор или Всемирный банк? Самое главное, что можно решить проблему. А их в деревне очень много. Раньше все делалось за счет колхозов, а сегодня колхозам дай бог самим свести концы с концами. Сегодня все полномочия переданы муниципалитету, только средств таких у него нет. Вот если бы по нормативам рассчитали - на водоснабжение столько, на свет столько, тогда бы я пришел к Александру Палычу, - Моторин показывает на своего молчаливого спутника, - и сказал - тебе денег дали? Будь любезен, обеспечь. А такой методики расчета на сегодня нет. Вот мы и цепляемся за любую возможность.
Молчаливый спутник Александр Павлович Разуваев - глава Грековского сельского поселения Тужинского района. Живут в деревне Греково небогато.
- Впрочем, все зависит от человека, - неспешно размышляет Александр Палыч. - В деревне живут все в одинаковых условиях, у каждого дом, огород. Кто от зари до зари работает, тот и живет нормально. А есть такие, кто живет от получки до получки и в огороде три луковицы растет.
Доходы в Грекове небольшие (тракторист зимой зарабатывает 2 тысячи, летом до 8 тысяч), но в прошлом году умудрились поставить новую водонапорную башню чуть ли не за полмиллиона. Старая башня не вынесла равнодушия, проржавела и упала на землю.
- Два года пролежала, - уточняет Александр Палыч. - Ну и, значит, необходимость назрела поставить новую. Хоть тут и проживает всего 400 человек, но летом-то бывает в два раза больше, объема-то воды не хватает, расход-то большой - деревня, фермы. Своими силами никак нельзя было, вся эта процедура обошлась бы нам в 426 тысяч. Где такие деньги взять? Хотя бы на замену башни надо было тысяч под двести. Вот она, наша новая башня, - гордо показывает он на невзрачную трубу, сиротливо торчащую в поле. На трубе серебристой краской выведено "ППМИ 2010".
Установка этой водонапорной башни обошлась деревне в 453 тысячи шесть рублей 41 копейку. Из областного бюджета на этот проект было выделено 372 тысячи с небольшим, 43 тысячи добавили спонсоры, от муниципального образования досталось 10 тысяч, местные жители собрали 27 тысяч 455 рублей.
- На сходе решили по двести рублей с хозяйства собирать, - говорит Александр Палыч. - Неправильно мы, конечно, поступили: в одном хозяйстве живет пять человек и полный двор скотины, а в другом - одна старенькая бабушка.
Отчет о каждой собранной копейке мог увидеть любой желающий. Деньги собирали по ведомости на счет деревни. В инвестиционном плане было тщательно расписано, сколько и чьих денег на какие виды работ идет: на техническую документацию столько, на демонтаж и монтаж башни с населения столько, областных столько. Двести рублей, которые удалось сэкономить ушли обратно.
- Поначалу люди не очень-то поверили, - вспоминает Разуваев. - Один сказал, "я деньги дам, но не верю". А когда приезжали консультанты Всемирного банка на собрание, и вовсе смешно было. Люди у них спрашивают, а вы кто такие, где документы. А у них контракт на английском языке написан, ну точно, "аферисты". Поверили уже тогда, когда техника пришла.
- А вы как проект восприняли?
- Да я сразу руки-ноги кверху поднял, - смеется "председатель". - Мне на устранение всех этих мероприятий мне в бюджете не хватит денег никак. Главами этот проект был воспринят как манна небесная, надо только было объяснить населению, что нам дают много, а с нас требуют мизер. Если перевести на деревенскую валюту - это ж две бутылки водки всего! В этом году хотели заявиться на два вида работы - промывку скважины и обустройство территории вокруг нее. Первый конкурс мы не прошли, но может на второй волне еще повезет, - надеется он.
В селе Михайловском летом прошлого года случилось большое событие. Появился водопровод. От старого, прохудившегося, не знали покоя ни глава поселения Александр Германович, ни местные мужики.
- Он у нас замучился копать, - наперебой рассказывают директор школы, завхоз и продавец. - Сам в яму забирался, всякие соединения устанавливал. Честное слово, так жалко его было. Одиннадцать мест текло, где тут сделать? Зимой такой потоп был, вода по центральной улице по асфальту шла!
Горемычный водопровод кроме того, что проливал воду направо и налево, тратил электроэнергии в три раза больше положенного. Старый водопровод беспокоить не стали, новый проложили по другую сторону дороги.
На стороне водопровода в деревянном доме проживает пенсионерка Зинаида Григорьевна. Проваливаясь по колено в свежий снег, пробираемся до расчищенного крыльца и изо всех сил барабаним в деревянную дверь.
- Заходите, заходите, - приветствует хозяйка незваных гостей. В избе тепло, печь еще не остыла, кошка Юлька по-хозяйски развалилась в кресле. Стиральная машина, старенький холодильник, цветной телевизор, кнопочный телефон на проводе - вот и все богатство Зинаиды Григорьевны. В крохотной кухоньке на самом видном месте из пола торчит труба с миниатюрным краном. К трубе приставлена табуретка, на ней - пластиковое ведро с ковшом, - чтобы не потерять ни капли. В новый трубопровод Зинаида Григорьевна вложила всю свою душу и две с половиной тысячи собственных рублей. Очень уж хотелось ей успеть пожить по-человечески.
Тридцать восемь лет Зинаида Дериземля показывала односельчанам кино, работала киномехаником в сельском клубе. Теперь в Михайловском кино смотрят по телевизору, чуть ли не на каждом доме спутниковые тарелки. Да и ходить в клуб особенно некому. Молодежь уехала на заработки, в местной школе всего шестнадцать учеников.
- А когда-то за двести было, - грустит директор школы Нина Николаевна Шишкина.
С тех пор, как в Кировской области стартовал ППМИ, работы Нине Николаевне хватает. Ее выбрали в инициативную группу Михайловского.
- Сомнений у нас было много, - охотно делится она впечатлениями. - Очень много вопросов было. Когда консультанты приезжали, им очень понравилось что люди у нас активные. Мы были единственными, кому в 2010 году по активности населения три плюса поставили!
- Решение по водопроводу было принято единогласно, - спешит рассказать завхоз школы Веретьянова Любовь Анатольевна, представитель инициативной группы. - Потому что без воды и ни туды, и ни сюды, - смеется она. - У всех почти и стиральные машины, и другая техника, в огороде полить надо, а воды нет.
На вопрос, как реагировали люди на то, что еще и своих денег надо добавить, признаются: "всяко бывало".
- В основном население все поняло правильно, - защищает односельчан директор Шишкина. - Если нужно внести посильный вклад - значит, нужно. Кто не мог сразу, платили в два срока. Когда выяснили, какую сумму надо добавлять, пошли по домам. Объясняли что к чему. Я в одной квартире полчаса разговаривала.
- Чего бы еще хотелось? - спрашиваю представителей инициативной группы Михайловского сельского поселения.
- Башню. Водопроводную, - не задумываются дамы. - У нас это было в планах, но мы дали дорогу другим, - любезно объясняют они свое решение. - А то вдруг мы выиграем, другим обидно же будет: у нас два проекта, а у них ни одного! С нашей стороны нечестно будет, им ведь тоже свои проблемы надо решить.
На стороне нового водопровода проживает учитель и мастер на все руки Владимир Васильевич Щеглов. Учит ребятишек художественной росписи, увлекается садовым дизайном. В школьном кабинете труда с удовольствием демонстрирует нам свою новую работу - уличный фонарь весь в завитушках. Зарплата в школе небольшая, около четырех тысяч, но учитель Щеглов не жалуется, его пасека кормит. Водопроводом доволен.
- По-моему, доброе дело было сделано, - убежден учитель, - и то, что люди поняли это, - хорошо. Таких проектов никогда в деревне не было.
- Мы на башню пойдем в 12-м году, а потом можно и пруд, - мечтает директор школы Шишкина.
- А что, - подхватывает Владимир Васильевич, - село у нас не умирающее, и пруд можно!
Сначала все это кажется какой-то игрой. Главы поселений с увлечением играют в сельский сход, учатся вызывать интерес к проекту, рассчитывают примерную стоимость ста метров щебеночного грунта и километра водопровода. Даже азарт, с которым организаторы рассказывают о своих победах, кажется каким-то ненастоящим. Чрезмерно увлеченные идеей, слишком быстро они спешат прийти к финишу первыми.
Правила игры простые: проблема определяется населением на сходе. На конкурс можно предоставить до 4 заявок. Одна заявка не может претендовать на субсидию из областного бюджета более полутора миллиона рублей и/или 3 заявки на субсидию до полумиллиона рублей. Субсидии предоставляются на условии софинансирования. Реализовать проект необходимо в течение одного календарного года.
В прошлом году из 41 поселения Кировской области заявки на конкурс подали 37, победителями стало 21. Этим счастливчикам на решение своих проблем областной бюджет выделил 17 миллионов 536 тысяч рублей. А проблем в вятской деревне уйма. Если дорог хороших здесь не было никогда, то водопровод, спортивные площадки, дома культуры когда-то были в приличном состоянии. С тех пор прошло почти полвека. Трубы поизносились, железные водонапорные башни согнулись пополам, спортивные площадки и дома культуры заросли бурьяном. До проекта почему-то и в голову никому не приходило, что спортивную площадку можно вернуть к жизни своими силами. Что вообще можно что-то делать самостоятельно.
- Проект направлен на снятие иждивенческих настроений, - говорит Татьяна Антончик, заместитель главы департамента социального развития Кировской области, - у людей до сих пор есть привычка думать, "что толку собираться, все равно ничего не измениться". Этот тяжелый пессимизм присутствует в каждом районе, а главное, нет желания что-то исправить.
Организаторы проекта неожиданно для себя нашли ключ к деловитой самостоятельности населения.
- В одном поселении, когда строили водопровод, был очень жесткий контроль, - увлеченно рассказывает Ирина Меркушева, координатор проекта. - Там даже специальную палку сделали и передавали ее от дома к дому, проверяли, чтобы канава ровно два метра была, иначе зимой водопровод замерзнет.
В местечке Опытное поле Яранского района когда-то стоял монастырь с чудесным фруктовым садом. По легенде фрукты из монастырского сада были волшебного вкуса. Лет с тех пор прошло очень много. Монастырь превратился в школу, сад запущен, колодец со святой водой прогнил. Вернуть к жизни этот райские уголок местные жители мечтали давно. Узнав о проекте, тут же подали заявку, но конкурс проиграли (не предоставили смету). Унывать не стали, увлеченные возможностью решить проблему самостоятельно, собрали деньги, посадили цветы и фруктовые деревья.
- Расчистить площадки, перекопать газон, - это люди и сами могут, - объясняет Татьяна Антончик. - Поэтому прежде, чем составить заявку, стараются выяснить, какие работы специализированные, а какие можно сделать самостоятельно.
Одним из ноу-хау проекта Татьяна Тимофеевна считает его быструю реализацию.
- Население устало от долгосрочных проектов, - убеждена она. - У нас все просто: в текущем году деньги, в текущем году отчет. Средний срок реализации заявки три-четыре месяца.
Когда Мария Гайдар написала в своем блоге о том, что в Кировской области стартует ППМИ, в комментариях тут же появились недовольные: "Провести пару праздников, пару конкурсов и несколько вот таких программ это, конечно, прекрасно, да и рейтинг подрастет, но только на реальной ежедневной жизни страны/области/района это окажет малое влияние. Это по-другому называется - популизм". "Жиденько, что могу сказать. 1,5 млн рублей это мелкий косметический ремонт небольших зданий. Еле-еле на краску и мелкий инструмент хватит". "Это оптимальная сумма, - сдержанно отвечала критикам инициатор проекта. - Она родилась в ходе поездок по районам, поселениям, оценок существующих объектов, этого должно хватить на те проекты, которые могут реализовываться на поселенческом уровне".
В этом году в проекте по поддержке местных инициатив участвует вся область. Из 267 заявок в конкурсе победило 188. Это значит, что 188 проблем Кировской области точно будут решены.