Несмотря на то что полным ходом идет разработка нового закона о госзакупках, старый так называемый 94-ФЗ закон продолжает совершенствоваться. Как и практика его применения. Сегодня "РГ" публикует приказ министерства экономического развития о порядке проведения плановых проверок при размещении государственных (муниципальных) заказов.
Плановые проверки проводятся специальной инспекцией, в которую в том числе входят представители государственного контролирующего органа и состоящей не менее чем из трех человек. Задача инспекции - проверить соблюдение законодательства при размещении госзаказа. При этом будут проверяться как заказы, находящиеся в стадии размещения, так и уже размещенные.
Не позднее чем за семь дней до начала проверки госзаказчик должен получить от инспекции уведомление о предстоящей проверке. Срок проведения проверки не может превышать двух месяцев. В особых случаях он может быть продлен до шести месяцев.
Если инспекция выявила нарушения законодательства, то она выдает предписание об устранении этих нарушений. Что это может означать для заказчика? Например, отмена решений комиссий по размещению заказа, аннулирование процедур размещения, проведение процедур размещения заново в полном соответствии с законодательством. Впрочем, если инспекторы пришли к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результаты размещения заказа, то устранять их не придется.
Обжаловать решение (предписание) тройки инспекторов можно двумя способами - либо обратившись в контролирующий орган, либо в судебном порядке.
Установленный приказом порядок проведения проверок не распространяется на оборонный госзаказ, а также на заказы, сведения о которых представляют государственную тайну.
Тем временем Счетная палата РФ вчера обнародовала результаты выборочных проверок, проведенных в 2009-2010 годах. Выявленные нарушения в сфере госзакупок потянули более чем на 2 миллиарда рублей. Конечно, это "цветочки" по сравнению с общими ежегодными потерями при размещении госзаказа. По оценкам, которыми в свое время воспользовался и президент страны, эти потери составляют примерно 1 триллион рублей в год. То есть 20-25 процентов всего бюджета госзакупок.
Вместе с тем Счетная палата выявила и другие нехорошие тенденции в этой сфере. В частности, аудиторы установили, что, несмотря на непрерывную коррекцию действующего законодательства, наблюдается снижение конкуренции в этой сфере: в 2005 году, когда еще не был принят закон о госзакупках, показатель конкуренции составлял 3,68, а в 2010 году - уже 2,78. Увеличивается количество контрактов, заключаемых с единственным поставщиком. Опережающими темпами растут цены госзакупок по сравнению с ценами корпоративного и потребительского рынков, отмечается в сообщении Счетной палаты.
По мнению аудиторов Счетной палаты, изменить ситуацию могла бы разработка нового системообразующего закона о госзакупках взамен действующего 94-го закона. Напомним, что по поручению президента и премьера минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба должны к 1 сентября представить согласованный вариант такого законопроекта. Однако у двух ведомств обозначились принципиально разные подходы к совершенствованию законодательства о госзакупках и каждое параллельно работает над своим законопроектом. ФАС готовит поправки в 94-ФЗ закон, исходя из того, что в основе своей он вполне работоспособен и направлен против коррупционных схем размещения заказов. В минэкономразвития убеждены, что размещение заказов - лишь одно звено, а регулировать необходимо всю цепочку от планирования заказа до контроля его исполнения. Тем не менее хорош или плох действующий закон, а его надо исполнять и по возможности совершенствовать до появления нового.