За последний год за помощью в Общество защиты прав потребителей образовательных услуг обратилось 67 тысяч человек.
Большинство заявлений от родителей и учителей - о поборах и сложных отношениях с руководством школы. Об этом корреспондент "РГ" беседует с зампредседателя общества Виктором Паниным.
Российская газета: Виктор Викторович, какой последний вопрос успешно решили?
Виктор Панин: Одной московской школы. Там началось, казалось бы, с банальности - уволили педагога английского языка, учителя высшей категории. Практически все, кто у нее занимался, поступали в лингвистические вузы без дополнительных занятий и репетиторов. А уволили - "за аморальный поступок". На освободившееся место пришла молодая девушка без опыта, как потом оказалось - дочь директора.
РГ: А в чем аморальность-то?
Панин: Видимо, в том, что учительница попыталась вместе с родителями отстоять свое место в школе. Родители даже писали петицию в органы управления, но оттуда пришел лаконичный ответ: мол, молодой педагог разберется, и все будет прекрасно.
РГ: Учительница, наверное, была в возрасте? Говорят, что молодых педагогов нынче в школу пускают "со скрипом"?
Панин: Ерунда. Молодых сегодня арканом не затащишь в школу. Если только они не видят материальной выгоды. Сейчас, увы, мало тех, кто идет в школу по зову сердца. А педагоги в возрасте как раз именно этим и ценны. Они пришли в школу не случайно. И не их беда, что многие из них влачат жалкое существование. Я к этому отношусь болезненно.
РГ: Чем дело закончилось?
Панин: После нескольких неуспешных попыток обращений в департамент родители пришли к нам. Мы выяснили, что в школе едва ли не семейный подряд: зять директора - завхоз, другая дочь - бухгалтер... Сейчас директор уволен.
РГ: Вы следите за школами, которые у вас "засветились"?
Панин: Конечно. Очень люблю нагрянуть без предупреждения, что и сделал недавно. Мы пошли не к директору, а прямиком в столовую. Нарушений масса. Персонал пищеблока, который должен проходить ежедневный медосмотр перед началом работы, не проходит его нигде. И это не только в Москве. Сегодня это, к сожалению, норма. В каждой школьной столовой есть завпроизводством, который обязан за эти вопросы отвечать. Но - ноль внимания. Зашли в подсобку - там "неучтенка", взвешиваем порцию - недовес, в среднем 20 - 25 грамм в каждой порции. В Выборге был недавно - там вообще 40 грамм недовешивают, в Ростове - 35 - 40 грамм.
РГ: Ну, так может не хватает медиков, которые должны все это в школах проверять?
Панин: А это разве проблема родителей и детей? Это проблема директора. По СанПиНам вся пищевая продукция, которая доставляется в школу, должна проходить бракераж. Это визуальный осмотр продуктов на предмет их "нормальности". Если что-то не так - это должно отмечаться в бракеражном журнале и продукцию эту необходимо возвращать. Кто у нас это делает? Никто.
РГ: По поводу чего к вам обращаются чаще?
Панин: Всего много. Вот недавно обратились родители, 12 человек. Дети стоят в очереди в детский сад. По новой, как сегодня говорят, прозрачной системе, то есть в "электронной очереди". Вроде бы все здорово, сидишь, не волнуешься и отслеживаешь из дома то, как двигается очередь. И вот у одной мамы подошло время "Ч", ее ребенок - первый в очереди, а у соседки, допустим, 31-й. Назавтра - распределение. С утра родители "на дорожку" проверяют свои номера и с изумлением видят: в системе они уже не первые, а 141-е! Те, кто был в 30-х числах, тоже сдвинулись на сотню вниз. Почему?! В окружном управлении ничего вразумительного не смогли ответить. Вот сейчас разбираемся.
Общее количество обращений в ОЗППОУ - 67 139
Сумма возмещенного ущерба по обращениям - 3291 тыс. руб.
Оштрафовано 27 предприятий на 5, 3 млн руб.
Оштрафовано 331 должностное лицо на сумму 103 тыс. руб.
29 человек уволены с занимаемой должности
По данным 2010 года
Кстати
Департамент образования Москвы провел опрос: "Участие родителей в улучшениях условий образования". Как выяснилось, 93% респондентов хотя бы раз оказывали школе материальную помощь. 83% из них уверены, что родители могут и должны это делать. Инициатором оказания такой помощи, как правило, выступает родительский комитет (52,95%) или администрация школы (37,27%). При этом управляющий совет школы выступает организатором такой работы лишь в 7% случаев.
Тревогу вызывает то, что почти 59 % родителей не участвовали в планировании расходов добровольных пожертвований, 39% - не считают, что внесенные средства потрачены целесообразно, 41% родителей не получали отчетов о расходовании внесенных средств, а 44,5% опрошенных считают существующую схему отчетов непрозрачной и непонятной.