Дальневосточная таможня: 50 "фонящих" машин из Японии остаются в порту Владивостока

За две первые недели апреля во Владивосток из портов Японии прибыли почти полсотни "фонящих" машин. Точнее - 49. 47 из них - легковые автомобили, один погрузчик и один грузовой микроавтобус. Машины остаются в порту, и что с ними будет дальше - пока не ясно.

По данным Дальневосточного таможенного управления, превышение радиационного фона по  гамма-излучению над естественным колеблется от двух до шести раз. Также в машинах обнаружено поверхностное загрязнение бета-активными радионуклидами от 20 до 50 частиц на квадратный сантиметр в минуту, а на некоторых - до 100 и более.

- За прошедшие несколько лет Дальневосточная таможня впервые столкнулась таким количеством зараженных радиацией товаров, перемещаемых через границу.  Последний подобный инцидент на Владивостокской таможне произошел в 2008 году, когда в Японию была возвращена загрязненная радионуклидами автоцистерна, - говорят в пресс-службе ДВТУ.

Тем не менее, сотрудники таможни уверены, что автолюбителям не стоит бояться приобрести "радиоактивную" машину. Все пункты пропуска таможенных органов ДВТУ оснащены стационарными системами обнаружения радиоактивных материалов. Поэтому у "фонящих" иномарок нет шансов остаться незамеченными.

Не ясно только, что будет с зараженными автомобилями. Останутся ли они в порту, отправятся ли на родину или подвергнутся дезактивационным мероприятиям…

- Мы уже подали жалобу на бездействие Роспотребнадзора в Приморскую транспортную прокуратуру, готовим обращение в прокуратуру Приморья. 49 автомобилей находится сейчас на таможенном складе в порту, и никаких мер по исправлению ситуации не принимается, - сказал  директор по производству Владивостокского  морского торгового порта Сергей Лопунов. В Приморской транспортной прокуратуре говорят, что уже проверили законность действий своих "поднадзорных" - таможни и порта.

- Они сделали все, что должны были сделать в этой ситуации. Однако к "фонящим" машинам необходимо принять ряд других мер. Каких именно, и должен решить Роспотребнадзор, - сказал корреспонденту "РГ" исполняющий обязанности Приморского транспортного прокурора Александр Абдулин. - Специалисты ведомства должны сделать заключение, что машинами можно пользоваться, или наоборот - нельзя. И дать таможне конкретные указания - выпустить эти машины в свободное обращение, либо заставить грузополучателя или транспортную компанию в соответствии с международными нормами вернуть автомобили туда, откуда они прибыли.