17.04.2011 23:26
    Поделиться

    Леонид Радзиховский: О первых итогах антиалкогольной кампании

    Чуть больше года назад в стране началась новая антиалкогольная кампания. Было сказано множество замечательных слов, но на деле эта кампания используется некоторыми предприимчивыми чиновниками как эффективный инструмент передела алкогольного рынка. Из одного кармана в другой перетекают деньги, а страна продолжает... пьянеть.

    Как в зеркале, отражается в оперативных сводках российская реальность: бытовые убийства, ДТП с участием нетрезвых водителей, подпольные цеха по розливу крепких алкогольных напитков, подростки-алкоголики, "желтолицые" люди, страдающие токсическими гепатитами, пьянчуги, сгоревшие заживо в своих домах... Делаются мрачные прогнозы: через 50 лет из-за алкоголизма население страны сократится на треть - до 100 млн человек. В той же тональности пророчат эксперты, мол, грядет катастрофа, через полвека наша страна может "стать безлюдной".

    А как же благие намерения?

    Все разумные инициативы по сути сведены на нет.

    Иначе как объяснить, что пол-литра водки вопреки предложениям минфина стоит всего 98 рублей, а цена относительно приличного вина, а не крашеного пойла в тетрапаках, начинается от 150. Если сравнить ситуацию у нас и, например, в Венгрии, там в пересчете на рубли бутылка виноградного вина стоит 45 рублей и 250 рублей - бутылка изысканного вина многолетней выдержки. Северный тип потребления, якобы обусловленный нашим географическим положением, историческими традициями, испорченными генами - все это лукавство: народ пьет тот алкоголь, который является наиболее доступным в ценовом отношении. И посмотрите, что происходит: народ как будто специально подталкивают к граненому стакану: на вино акцизы увеличили на 41%, что в разы опережает инфляцию, на пиво - на 200%, а стоило минфину задуматься о повышении акцизов на крепкий алкоголь, как тут же отреагировало всемогущее водочное лобби.

    Об этом лобби слагают легенды, такое оно могущественное и всепроникающее. Как писали СМИ, лицом этого лобби некоторые считают депутата Госдумы Виктора Звагельского, бывшего топ-менеджера ФГУП "Росспиртпром", соавтора многих законопроектов, продвигаемых под эгидой борьбы с алкоголизацией нации. Но кто стоит за ним - вопрос. Судя по результатам антиалкогольной кампании, люди серьезные.

    По самым скромным подсчетам, безакцизная водка в этом году принесла производителям дополнительные 24 млрд рублей. Осталось на бумаге и ежегодное увеличение минимальной цены на водку. Планировалось, что уже в этом году водка подорожает до 120 рублей за пол-литра, в 2012 году - до160 рублей, а в 2013-м - до 200 рублей. Даже при максимальной стоимости водки среднестатистический россиянин может купить на свою зарплату почти 100 бутылок водки, тогда как гражданин СССР мог себе позволить всего 30.

    Однако на этом парадоксы алкогольного рынка в РФ не заканчиваются: легальное производство крепкого алкоголя падает, а его розничные продажи растут. Как такое может быть при тотальном контроле производителей, дистрибьюторов и импортеров? Просто все ограничительные меры и инициативы не касаются розницы, несмотря на все разговоры о ее включении в ЕГАИС. У части заводов и оптовиков отозваны или аннулированы лицензии, порой по надуманным основаниям, официальная статистика говорит о сокращении теневого сектора алкогольного рынка, а продажи крепкого алкоголя с начала года выросли вдвое.

    Почти в половине российских регионов сегодня действует запрет на ночную продажу крепкого алкоголя, но на общем уровне потребления это никак не отразилось. Как и в советские времена, умеренно пьющие граждане затариваются заранее или отправляются в увеселительные заведения, неумеренно потребляющие - достают питие у самогонщиков, а в случае крайней нужды начинают веселие прямо у прилавка: по закону откупоренный товар должно оплатить.

    Купить алкоголь в магазине по-прежнему могут подростки и дети, несмотря на вероятность штрафа и милицейские акции с ловлей на живца, возможность получить сиюминутную прибыль перевешивает социальную ответственность работников торговли.

    На спасении нации от алкоголизма сейчас пиарятся почти все, при этом значительная часть активно зарабатывает, но никто не пытается бороться с его причинами - низким качеством жизни. Люди пьют, чтобы отвлечься и забыться. Таких, кто готов пить спиртосодержащие стеклоочистители и одеколоны, в стране, по оценкам, тысячи. Спасти их уже нельзя. Думать надо об умеренно пьющих, о молодежи и подростках, от состояния здоровья которых зависит не только сегодняшнее экономическое положение страны, но и здоровье следующих поколений.

    Так когда же будем трезветь по-настоящему, господа?!

    Поделиться