14.04.2011 23:23
    Поделиться

    ЗАГСы установят электронные каналы связи с МВД и налоговой службой

    Новый законопроект минюста позволит отвечать на вопросы жизни и смерти по электронной почте.

    На официальном сайте ведомства опубликован законопроект, по которому ЗАГСы смогут устанавливать электронные каналы связи с государственными ведомствами.

    В будущем - в том, что рано или поздно проект осуществится, сомнений нет - любой налоговый инспектор сможет узнать о вашей свадьбе чуть ли не в день бракосочетания. А милиция легко пробьет по базе, сколько вы нажили в счастливом браке детей.

    - В законопроекте сказано, что ЗАГСы могут обмениваться информацией с госорганами по единой системе межведомственного электронного взаимодействия, - сказала "РГ" адвокат Екатерина Кутузова. - Но простым гражданам, на мой взгляд, такая система тоже выгодна.

    Хотя бы потому, что не будет возникать казусов вроде недавнего, когда налоговая вызвала к себе на беседу известного писателя Василия Аксенова. Тот факт, что он два года назад умер, чиновников не смутил. Видимо, книжек они не читают, а пробить человека по базе ЗАГСа нельзя - государственные сети так глубоко еще не закинуты.

    Бывали казусы и в милиции, например, участковые оформляли протоколы на умерших. А ЗАГС легко мог бы сообщить милиционеру, что человека уже нет.

    - Подобная система может помочь и в судебных процессах, - говорит Екатерина Кутузова. - Допустим, надо доказать факт родственных отношений, а люди вступали в брак в другом городе. На письменные запросы положено отвечать в течение месяца. Электронная почта придет быстрее.

    Особенно остро разгораются споры, когда люди делят наследство. Чем оно больше, тем жарче накаляются страсти. А число родственников порой возрастает в геометрической прогрессии. ЗАГСы же могут подсказать, кто тут посторонний, а кто право (штампик) имеет. Подтвердить подлинность документа может электронная цифровая подпись.

    В законопроекте подразумевается, что ЗАГСы должны давать сведения только органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги. Однако, по мнению юридического сообщества, есть смысл включить в документ и упоминание о нотариусах. Тем более что последние тоже выполняют свои функции от лица государства. Вряд ли кто будет спорить, что нотариус по роду службы должен быть на прямой связи с ЗАГСами. К тому же в нотариате активно развиваются электронные технологии.

    - Несколько дней назад удостоверяющий центр нотариата России появился в пространстве доверия удостоверяющего центра Росреестра, - сообщил "РГ" директор Центра инноваций и информационных технологий Федеральной нотариальной палаты Эдуард Махноносов. - Мы получили возможность направлять по электронным запросы и получать информацию.

    Первый запрос в Росреестр уже направлен: его скрепила своим электронным ключом президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова. В перспективе нотариусы смогут передавать по электронным каналам в Росреестр пакеты документов для регистрации прав на недвижимость. Такой вопрос сейчас прорабатывается - и в техническом, и в юридическом плане.

    После того как электронные системы заработают в ЗАГСах, обычные люди смогут получать нужные справки о браке, смерти и разводе через нотариуса. При условии, что нотариат впишут в обсуждаемый сейчас законопроект.

    Кстати, недавно было совершено первое в стране нотариальное действие с использованием электронной цифровой подписи. Как сообщил Эдуард Махноносов, нотариус засвидетельствовал подпись на документе и передал в налоговую инспекцию для изменения в уставе юридического лица. Гражданину не пришлось самому ездить в инспекцию и подавать документы. Ответ он может получит также по электронной почте. Хотя в данном случае человек решил съездить за бумагами лично. Как говорится: по старой привычке.

    Поделиться