18.04.2011 23:10
    Поделиться

    Вышла в свет книга, посвященная Игорю Голембиовскому

    Анна Голембиовская написала книгу о муже

    Издательство "Художественная литература" только что выпустило книгу Анны Голембиовской "Наше "кругосветное путешествие с Игорем" с предисловием писателя Анатолия Гладилина.

    Тот, кто читал свободные "Известия", а тем более работал в них, прекрасно помнит Игоря Несторовича Голембиовского - впервые в истории газеты избранного главного редактора. Это был август 1991 года. Эйфория свободы кончится на эшафоте рынка, но это будет потом.

    Название книги Анна Петровна объясняет сразу, рассказывая легенду о жемчужном короле. "Человек, который просидел всю жизнь на одном месте, и человек, который совершил кругосветное путешествие, кончают, увы, одним: старость, болезни, смерть. Но между ними... кругосветное путешествие".

    Они встретились в отделе писем газеты "Известия", куда тбилисский журналист после двух лет службы в ЦК ВЛКСМ был направлен на работу. Пожар сердца вспыхнул мгновенно. Потом много лет они уходили из своих семей (их служебный роман был известен в инстанциях), чтобы наконец-то быть вместе и стать сильной и красивой парой.

    Жанр книги - не мемуары. И не памятник мужу. И не сведение счетов со злыми оппонентами (их в последние годы стало предостаточно). Книга скорее вызывающе нежный любовный роман, который творили два человека. Он кончается (для понимания правды) тем, как муза стала сиделкой и все время хотела вымолить у судьбы жизни для своего мужа.

    Недавно разговаривала с Анной Петровной, она подтвердила: окончательно решила писать после того, как появилось скандальное расследование Анатолия Друзенко, Гагика Карапетяна, Альберта Плутника "С журналистикой покончено. Забудьте".

    Продажный анонс ее до сих пор висит в "Озоне": "Книга - о разыгравшейся в 90-е годы прошлого века драме в редакции "Известий". О тайнах внутренней жизни знаменитого творческого коллектива и закулисных интригах, взорвавших его".

    Да, "Известия", будучи качественной и свободной газетой новой России, пережили свою трагедию в середине 90-х. Мэтров великой журналистики обыграли рейдоровские мальчики. Только ли главный со своей грузинской гордостью и ставкой не на тех был в том виноват? По требованию олигарха, нового собственника, Голембиовского ушли в 1997 году. С новой командой он начал делать "Новые известия". Команда с годами менялась и изменяла.... Потом была попытка издания "Русского курьера"... Потом болезни...

    Известинская драма тех лет смертельным образом сказалась на многих действующих лицах. Они перешли на другие работы, но уходили из жизни (с той травмой!) мужчинами, которым жить бы да жить, да не получилось. Директора-президенты - Дмитрий Мурзин и Эдуард Гонзалес, заместители главного редактора Анатолий Друзенко и Николай Боднарук...

    С Николаем Давыдовичем Боднаруком мы успели еще наговориться по поводу книги об "Известиях", которую, несмотря на соавторство, многие считают книгой Плутника. И не могли понять, откуда у прекрасного журналиста, все советские годы ведущего "моралиста" издания, так много злости, подозрений и вывернутой наизнанку жизни. Мы ведь тоже тогда там были...

    Как сказать правду и не приумножить зло? Как написать мемуары и не свести личные счеты? Сколько сильных команд начинали новые проекты (среди них и глобальный - новая Россия), но как часто они раскалывались не только из-за краха надежд и соперничества лидеров, но все чаще из-за упущенной выгоды, из-за недополученной прибыли.

    Книжка Анны - это взгляд умной и красивой женщины, заслуга которой отнюдь не в том, что она была женой главного редактора "Известий".

    Дружба со многими "шестидесятниками", художниками и писателями - это ее личный багаж, который делал богаче и журналиста Голембиовского. Серия публикаций в "Известиях" о русской эмиграции, о которой еще было не принято писать, - это все влияние жены Анны.

    А главный исторический поступок Анны Петровны Голембиовской - возвращение в Россию 92-летней Ирины Владимировны Одоевцевой: современницы Ахматовой, Берберовой, Гумилева, Ходасевича, Иванова.

    В книге есть потрясающие своей невозможностью (но так было!) страницы, как русская туристка в Париже, сбежавшая с праздника газеты "Юманите", решила найти писательницу Одоевцеву. Она уже прочитала пока не издававшиеся в России книги "На берегах Невы" и "На берегах Сены". Тот, кто помнит, как триумфально в ЦДЛ прошел вечер легенды серебряного века, знает, кто был режиссером того праздника...

    А разговор с Исайей Берлиным в Лондоне, который не давал никому интервью, а вдруг с Анной Голембиовской разговорился на невозможную тему: а была у них с Анной Андреевной Ахматовой любовь?!.

    С большими людьми никогда не бывают рядом мелкие женщины.

    Думаю, что было еще одно обстоятельство, чтобы эта книга непременно появилась на свет.

    Помню великую горечь и недоумение многих коллег, когда не прошло и девяти дней, а в октябре 2009 года в родных "Известиях" появилась, увы, талантливая статья. Одна журналистка перед всем миром клялась, что не предаст десять лет рядом с Игорем: "Не в команде Игоря - с командой у него были большие проблемы. Просто рядом с ним".

    Бог всем судья. Отсутствие совести, как радиация. Светит солнце - ее вроде и нет. Только потом доходит ужас облучения.

    Беда, что забыты и повергнуты многие заповеди, этические каноны. Теперь повально у свежих могил выясняют отношения. Делят наследство. Этой весной в таблоидах происходит вообще что-то запредельное. В поминальный день публикуются фотографии Людмилы Марковны Гурченко после всех косметических операций с профессионально-циничным комментарием человека, якобы дававшего клятву Гиппократа. На телеканалах жестко противопоставляют мнения по поводу наследной дачи матери и вдовы музыканта Барыкина. Приличному человеку сегодня уже умереть невозможно, чтобы не слетелось пишущее и снимающее воронье.

    У книги Анны Голембиовской деликатная интонация. Друзья говорили ей: столько лет вы мучились по больницам, такого ужаса насмотрелись. Об этом нельзя молчать!

    Но мне показалось, что благодарность в книге лишь одному скромному доктору из боткинской больницы Александру Васильевичу Мамонову стоит по силе больше, чем обида на тех, увы, многих врачей, для которых "все решают пиар и деньги".

    У Голембиовского была замечательная приговорка "Не обольщайтесь". Не будем обольщаться, что книга Анны что-то изменит в мире. Она просто дала неправде сдачу. Как умела и сумела. Главное, сделала это достойно.

    P.S.

    Книгу можно купить в московском магазине "Библиоглобус".

    Поделиться