Возбуждено уголовное дело по факту гибели матроса Балтийского флота Михаила Васильева. Новобранец из Свердловской области повесился на корабле в Балтийске Калининградской области, где проходил службу.
18-летний Михаил Васильев из небольшого города Михайловск летом прошлого года закончил техникум, получив специальность механика-водителя, а осенью отправился в армию. Он не прослужил матросом и полугода. Через четыре месяца после проводов его отцу Николаю Васильеву позвонил командир корабля, чтобы сообщить трагическую новость: сын повесился. Николай Яковлевич воспитывал двоих детей в одиночку - десять лет назад его жена умерла.
Для отца известие о самоубийстве стало шокирующим еще и потому, что Миша не жаловался на службу. Наоборот, ему нравилось служить. Он даже задумывался о том, чтобы после окончания срочной службы перейти на контрактную. Да и в тот трагический день, разговаривая по телефону с сестрой, парень общался как обычно, рассказывал про обыденные флотские дела. После его смерти замкомандира корабля сообщил отцу, что у солдата не было проблем с сослуживцами и что при осмотре тела парня не обнаружено следов насилия. Но результатов медицинской экспертизы, проведенной в Калининграде, семья так и не получила.
Вскоре на Урал доставили тело Михаила. Не поверив военным, что сын мог наложить на себя руки, Николай Яковлевич решил открыть цинковый гроб и осмотреть тело сына. Вместе с региональным уполномоченным по правам человека, комитетом солдатских матерей и военными добился проведения повторной судебно-медицинской экспертизы на Урале. Ее результаты пока не готовы. Тем не менее, родные матроса убеждены, что его убили.
- Благодаря экспертизе цинковый гроб вскрыли, - рассказывает отец моряка. - В морге Миша выглядел нормально, но когда его привезли домой, на лице стали проявляться побои. На лбу выступила шишка и синяк. На щеке проступил кровоподтек. На подбородке - царапины. Неизвестно, что было под формой - мы попросту не стали снимать одежду. Хорошо, что мы хотя бы это увидели, а ведь могли так и похоронить, не вскрывая гроб.
По словам уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой, в этой истории вместе с калининградскими разбираются и уральские военные. Дело вызывает много вопросов, поэтому уральцы - как военные, так и правозащитники - добились того, чтобы следственные органы вернулись к этой смерти.
Как рассказал следователь по особо важным делам военного следственного управления СКР по Балтийскому флоту Сергей Нейленко, уголовное дело возбуждено по 110 статье Уголовного кодекса РФ (доведение до самоубийства). Специалисты осмотрели место происшествия, а также провели медицинские исследования.
- Каких-либо телесных повреждений, свидетельствующих о применении к Васильеву физического насилия, не обнаружено, - сообщил Сергей Нейленко. - Сейчас выясняются все обстоятельства, имеющие значение по делу.
Как добавил представитель следственного управления, обычно по делам подобной категории проводится также посмертная психолого-психиатрическая экспертиза. Она назначается после того, как собран необходимый информативный материал: показания родителей, друзей, сослуживцев, словом, всех тех, кто знал и общался с погибшим последнее время. По этому уголовному делу исследования пока еще не назначались.
- Дополнительную информацию по делу мы можем озвучить только после завершения следствия и принятия окончательного решения по результатам расследования, - подчеркнул Нейленко.
Кстати
В нынешнем году это первый случай гибели матроса на Балтийском флоте. В 2010 году по 110 статье УК было возбуждено три уголовных дела. Как отметили в следственном управлении, по всем делам суицид не был связан с насилием по отношению к погибшим со стороны их сослуживцев. Причины гибели носили исключительно личностный характер, несмотря на то, что по одному делу были установлены факты неуставных отношений. Виновные лица тогда были осуждены.