Сегодня на VII Пермском экономическом форуме состоялся круглый стол "Преодоление территориальной разобщенности. Развитие транспортной системы". Его модератором выступил научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
По его словам, победить пробки в крупных городах России можно только одним способом - заставить человека пересесть с личного автомобиля в общественный транспорт.
- Мне, как автомобилисту, такие вещи обидны, но как для специалиста по городскому транспорту - неизбежны. Единственный выход освободить центр от систематических пробок - ввести дорогой платный парковочный режим. Это "кнут". А "пряником" должен стать быстрый автобус или трамвай, идущий по обособленной полосе, точное и понятное расписание его движения, - отметил Михаил Блинкин.
В Перми уже сделана попытка выделить для трамваев отдельные полосы движения, а центр города со строительством объездной автодороги удалось освободить от транзитного транспорта. Мастер-план Перми, который разработан голландской компанией KCAP, ушел от традиционной советской кальки.
Отвечая на вопросы участников круглого стола, Михаил Блинкин отметил, что один из самых распространенных подходов к организации общественного транспорта в городах - зональная, зонтичная система с льготными пересадками. При этом все перевозчики являются частными, а доход от продажи билетов делится между предпринимателями. Такая схема реализована в Германии. Блинкин отметил, что переход транспорта в частные руки - это единственный правильный путь. При этом сеть наземного транспорта должен формировать муниципалитет.
Что касается транспортного развития России, то "страна сегодня напоминает железнодорожный состав с промышленными грузами, проходящий мимо тихих полустанков, откуда никто не ездит". По словам ученого, подвижность населения России сегодня составляет в среднем 6400 километров на душу населения в год. Для Америки этот показатель составляет 25-30 тысяч километров, для стран более компактной Европы - 18-20 тысяч. При этом владельцы автомобилей в России догоняют по этому показателю европейцев, у пешеходов этот показатель на порядок ниже.
Дорожная сеть России сети сейчас мало отличается от сети 1912 года. Доля региональной авиации в стране - 0,5 процента. Эксперт считает, что на вызов можно ответить только увеличением транспортных налогов.