Кинорежиссер Отар Иоселиани - автор таких картин, как "Листопад", "Жил певчий дрозд", "Пастораль", "Фавориты луны", "Сады осенью" - приехал в Москву со своей новой картиной "Шантрапа" (в прокате - с 21 апреля). В прошлом году на Каннском кинофестивале картина демонстрировалась в специальном показе.
Это - история молодого режиссера Нико, которого в доперестроечную эпоху не принимают партийные боссы в Грузии, и он уезжает в поисках лучшей жизни во Францию, где также терпит фиаско, но уже с западными продюсерами, делающими коммерческое кино. Однако Отар Иоселиани утверждает, что фильм не автобиографичен. Перед премьерой обозреватель "РГ" встретилась с Отаром Давидовичем.
Российская газета:
Уже с первых кадров фильма охватывает ностальгия по Грузии, вплоть до кома в горле. Когда видишь грузинские лица, слышишь ваши песни, смотришь, как пьют вино, какие цветы растут на этой земле. Наверное, не у меня одной такая реакция. Такой разрыв между нашими странами произошел...
Отар Иоселиани:
Разрыв произошел, наверное, еще в XII веке. Мы себе даже представить не можем, что тогда было. Потом был царизм, и тоже все изменилось, затем большевизм - жуткое время. Во мне постоянно живет надежда, что и Россия, и Грузия пойдут навстречу друг другу. Но (вздыхает)... Плохи дела. Удастся ли нам выкарабкаться из того тупика, в который мы все попали? Ведь происходит так: если вырубить лес, будет бузина. Но потом можно увидеть, что где-то растет березка, где-то - елочка. Может быть, еще вырастет лес? Если во второй раз вырубить лес - это мне лесничий сказал, - будет одна бузина. А ведь все мы четыре раза "вырублены". Удастся ли нам опять обрести достоинство, утерянное умение вместе жить на этом свете. Относиться к феномену жизни нормально, а не как хапуги. Не разорять природу. Не калечить людей вокруг. Сумеем ли мы это сделать? Я вчера ехал в метро - и... такие печальные все.
РГ:
У вас фильм тоже большей частью невеселый. Это - ваша ностальгия?
Иоселиани:
Он - все-таки зеркало каких-то наших общих дум. Да, мы об этом думаем все время. И нет выхода. Мой герой уехал из одной страны в другую? и
ничего не получилось. Может, ему повезет в подводном царстве?
РГ:
Вопрос "чемоданных" настроений всегда актуален для России. Считается, что если уехать из страны, то тебя ждет новая жизнь. Но те, кто уезжаtт, счастья не находят.
Иоселиани:
Они, как и мой персонаж, думают о возвращении, отведав горькую пищу изгнанников. Но на самом деле вернуться уже никуда нельзя. Потому что время утекло и все изменилось. Туда поехали - там чужбина. Вернулись, думая, что домой, но и тут - всё уже чужое. Это как два раза не войти в одну и ту же реку.
РГ:
А как вам самому удалось найти опору в жизни? Вы же тоже после выхода фильма "Пастораль" вынуждены были уехать из Грузии во Францию...
Иоселиани:
Я экстраполирую мой частный случай на то, что, наверное, где-то еще есть такие же люди, которые думают, как и мы.
РГ:
В вашем фильме поражает отношение к старикам. У нас сейчас их особо не снимают в кино, разве что в телесериалах показывают. А у вас такой дедушка, что иногда кажется, что он - главный герой картины.
Иоселиани:
Мне нравится, что дедушка - драчун.
РГ:
А мне нравится, что он - сердцеед.
Иоселиани:
(Смеется.) Он во всяком случае неугомонный и не перестает жить.
РГ:
Есть он, есть его жена-бабушка, есть семья... Ваше кино - как след из прошлого.
Иоселиани:
Мне удалось ухватить какой-то шлейф уходящей эпохи. Ушла жизнь, при которой люди могли друг друга уважать и жить в гармонии с тем, что их окружает. Даже если их окружали безобразия. Был такой журналист - Семен Черток, который работал в журнале "Советский экран". Он написал чудную книгу "Стоп-кадр". Она начинается главой "Они и мы". У нас всегда были Они, которые вступали в партии, КГБ. И были Мы. Они вели себя беспардонно. А мы уважали старших, которые воспитывали детей, читали книги, занимались музыкой и не замечали тех, других.
РГ:
Но иногда возникает ощущение, что они победили.
Иоселиани:
Никогда! Победили ли они, когда ареопаг приговорил Сократа выпить цикуты? Сократ победил. Он выпил цикуту и остался. А ареопаг никто не помнит.
РГ:
У вас в фильме довольно неожиданные исполнители ролей. Большую роль - дипломата - играет фотограф и журналист Юрий Рост, например. А Богдана Ступку вы увидели партийным боссом. Почему он?
Иоселиани:
У нас денег было очень мало, и украинцы - продюсер Олег Кохан, в частности, хотел нам помочь. И он подумал, что участие видного украинского актера в фильме будет знаменательным. Однако денег он все же не достал. Зато подарил мне чудного товарища. Ступка - удивительный актер, хороший человек. А я планировал обойтись без него, потому что у меня был Юлиан Панич "под боком". В итоге он сыграл второстепенную роль - атташе по культуре. Я ничуть не жалею, что они со Ступкой поменялись местами. Мне немножко неловко перед Паничем. Но меня так обрадовал Ступка. Во-первых, он все умеет, он это время знает. Во-вторых, он такого поколения - еще не старый, но уже давно не молодой. А Юрия Роста я снимаю не в первый раз. Но впервые серьезно. Я его снял в фильме "Сады осенью", который был в прокате в России. Но потом вырезал Роста отовсюду. Хуже редактора, чем я сам, не существует.
РГ:
Французских продюсеров играли неожиданные актеры.
Иоселиани:
Мерзавца-продюсера играет известный комик - Пьер Этекс. У него судьба приблизительно такая же, как у героя картины. Он снял чудные картины в молодости, был правой рукой Жака Тати, он ему все придумывал. Этекс - чудный клоун, обладает искусной пластикой. Не знаменит. Снятые им прежде картины пролежали в каких-то подвалах. Только сейчас, лет сорок спустя, их отреставрировали. Но они - черно-белые и никому уже не нужны. Но он не тужит. Он говорит так: "Я свое дело сделал!"
Оба других продюсера - кинокритики. Суровые. Паскаль Боницер и Бернар Эйзеншиц. Но они как у Шекспира - Розенкранц и Гильденстерн.
РГ:
С кем вам хочется встретиться в этот приезд в Москву?
Иоселиани:
Юра Норштейн, Паша Финн, Алла Демидова... Масса народу. При всем при том, что многие изменились, они - нет.