В разгар посевной компании в Алтайском крае начались перебои с поставками топлива. Около половины автозаправок в регионе сегодня закрыты, на остальных отпускают одну-две марки бензина по 10-20 литров в один бак.
Первые симптомы бензиновой "лихорадки" барнаульские автомобилисты почувствовали еще 22 апреля, когда на АЗС начали скапливаться очереди. В выходные исчез высокоактановый Аи-95. Сейчас его в свободном доступе нет ни на одной заправке - только для корпоративных клиентов, а Аи-92 наливают по 10-20 литров в один бак. Автомобилистам сегодня приходится колесить по городу в поисках работающей заправки, а потом еще отстоять очередь, чтобы заправить своего железного коня. Некоторые предприимчивые владельцы АЗС уже воспользовались дефицитом и подняли цену на Аи-92 с 21 до 27 рублей. Но большинство работающих автозаправок пока сохраняют прежний уровень цен - от 21 до 23 рублей за литр 92-го. И такая ситуация не только в Барнауле, но и в других городах и районах края - Бийске, Рубцовске, Славгороде, Яровом, Тальменском, Благовещенском, Тюменцевском районах.
Дефицит, по мнению руководителя Алтайского топливного союза Юрия Матвейко, вызван тем, что основные поставщики топлива - "Роснефть" и "Газпромнефть" прекратили отпускать бензин другим компаниям и частным АЗС. При этом из 850 автозаправочных станций в регионе на долю "Роснефти" и "Газпромнефти" приходится немногим более 100 АЗС. "Нежелание основных поставщиков топлива продавать его на внутреннем рынке в условиях сдерживания цен и привела к коллапсу. Они предпочитают все поставлять на экспорт, это и вызвало дефицит в регионах", - подчеркивает Матвейко.
Однако председатель комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Алтайского Законодательного собрания Василий Куц считает, что ажиотаж на региональном рынке создали как раз компании-посредники и перекупщики, которые пытаются добиться повышения цен на топливо.
- Посредники, задиравшие цены на бензин, вынуждены будут рано или поздно уйти с рынка, - уверен Куц. - Поскольку они не являются прямыми торговыми представителями производителей, то в условиях сдерживания цен просто не выдерживают конкуренции и идут на крайние меры, чтобы сохранить свои позиции на рынке.
Кто прав, кто виноват - предстоит разобраться антимонопольной службе. Алтайское управление ФАС сейчас изучает ситуацию, сложившуюся на рынке.
- Мы проводим проверку по заявлению НП "Алтайского топливного союза", - подтвердил корреспонденту "РГ" руководитель управления Степан Поспелов. - В своем заявлении представители некоммерческого партнерства указывают на то, что общества, входящие в структуру вертикально интегрированных нефтяных компаний и поставляющие топлива своим прямым конкурентам, сегодня ограничивают доступ других участников рынка к нефтепродуктам, что и приводит к перебоям в работе АЗС. Сейчас специалисты УФАС исследуют рынок, чтобы установить истинные причины дефицита.
Между тем, к урегулированию конфликта на топливном рынке подключились и региональные власти. Губернатор края Александр Карлин заверил, что дефицит ГСМ, возникший в регионе, не помешает проведению посевной компании. "Топливо со скидками для сельхозпроизводителей есть. Ситуация контролируется. Необходимые объемы ГСМ будут направлены в сельские районы края для проведения весенне-полевых работ", - подчеркнул губернатор.
А "бензиновый голод", который ощутила Брянская область, может быть утолен лишь не раньше мая. В некоторых топливных компаниях сложилось критическое положение.
Львиную долю рынка в регионе занимают дочерние предприятия НК "Роснефть", в том числе компания "Брянскнефтепродукт". Ее представители сообщили корреспонденту "РГ", что дефицит бензина связан с реконструкцией нефтеперерабатывающих заводов, которые вынуждены переходить на более высокий экологический стандарт, как того требуют решения правительства. Однако, по словам Игоря Крутика, руководителя одного из брянских предприятий, владеющих сетью АЗС, причиной дефицита стала не только остановка заводов, но и очень высокая экспортная цена нефтепродуктов. В этих условиях их выгоднее продавать за рубежом. Внутренние же поставщики вынуждены "работать в ноль". Крутик предполагает, что восстановить поставки топлива в полном объеме удастся только в мае.
Сергей Стручков, заместитель генерального директора ЗАО "Брянск - Терминал М", крупного дочернего предприятия "Роснефти", заявил корреспонденту "РГ":
- Мы не поставляем нефтепродукты, а лишь храним их. У нас на нефтебазе какие-то запасы еще есть, процесс поставок и отправки - непрерывный. Почему бензина нет на колонках - вопрос не ко мне. Как водитель я тоже испытываю неудобства.
Ситуация вызывает недовольство не только у автомобилистов, но и крестьянства, которое всерьез обеспокоено возможными срывами поставок топлива во время посевной кампании. Для ее проведения требуется 17144 тонны дизельного топлива и 4455 тонн бензина. В апреле селяне получили три тысячи тонн солярки.
Монополия "Брянскнефтепродукта" привела к тому, что критическое положение сложилось в юго-западных районах области, где, по сути, нет других заметных поставщиков топлива. Автомобилистам сейчас попросту негде заправляться.
Рустам Танкаев, эксперт Союза нефтегазопромышленников:
- Ситуация уже не нова для России. В нашей истории она происходила уже несколько раз и заканчивалась всегда одинаково, а именно ростом цен на бензин.
Несколько месяцев назад руководство страны, в том числе и с подачи Владимира Путина предприняла попытку административного регулирования рынка бензина. Были введены ограничения на цены на сырье. И пока ситуация на мировом рынке была более или менее стабильной, эти шаги никак не влияли на внутренний рынок России.
Но после того, как цены на мировом рынке стали расти и возникли локальные дефициты нефтепродуктов в Японии из-за землетрясения, в Китае, в Европейском союзе и США поскольку основные поставщики нефти оказались втянутыми в беспорядки на Ближнем Востоке, возникли серьезные факторы, которые повлияли на мировой нефтяной рынок и вызвали рост цен.
В этой ситуации, поскольку цены на нефтепродукты на внутреннем рынке оказались замороженными, внешний рынок стал значительно привлекательней. В связи с этим в России произошел дефицит. И он возник уже в нескольких регионах. Все началось в Алтайском крае, но в ближайшее время это произойдет еще в более десяти таких регионах.