26.04.2011 23:45
    Поделиться

    Китайская "соль для ванн" косит тюменских наркоманов

    В западной Сибири все чаще фиксируются ЧП, связанные с употреблением мощнейших психотропных веществ, де-факто легальных. Их оборот растет благодаря действующему законодательству.

    В Нижневартовске за одну только ночь в психоневрологический диспансер доставлен 21 человек.

    - У молодых людей отмечались расстройство сознания, весьма агрессивное поведение, мания преследования, суицидальные устремления, галлюцинации, судороги, - констатирует врач-психиатр Ирина Макарова.

    Кто-то, спасаясь от мнимой угрозы, шагнул на улицу через балкон третьего этажа. Выручил сугроб. Несколько человек покалечили себя. Еще пятеро попали в реанимацию. Один не выжил. Лишь единицы успели осознать, что теряют контроль над собой, они сами обратились в службу скорой помощи. Прочих госпитализировали после звонков родственников, друзей, соседей.

    По всей видимости, массовое умопомешательство спровоцировала поставка в город нефтяников крупной партии убийственных в прямом смысле этого слова порошков. Не так давно, по словам Ирины Макаровой, нижневартовец после дозы синтетика зарезал ножом ближайшего товарища, которого принял за опасное чудище. Похожий случай произошел в Тюмени. Горожанин с милой фамилией Пчелкин, защищаясь от инопланетян, засунул газету в газовую духовку, поджег собственный балкон, выскочил с двумя кухонными ножами на ночную улицу, принялся коверкать легковушки. На звуки сигнализации выбежал 22-летний хозяин авто и - попал под нож. Медикам не удалось его спасти.

    - Спустя сутки, когда убийца смог более-менее адекватно воспринимать окружающий мир, он дал первые показания. Сказал, что до умопомрачения довела "соль для ванн", - рассказывает старший помощник руководителя следственного управления по Тюменской области Евгений Казаков.

    "Соли для ванн" или просто "соли" - новинка на черном рынке. Они появились после запрета курительных смесей, больше известных под брендом "спайс". В основе последних - растительное сырье, обработанное синтетическими каннабиноидами. Они многократно превосходят по силе воздействия марихуану, наносят шквальный удар по психике и организму, свидетельствует заместитель главврача областного наркодиспансера Оксана Конищева. В конце 2009 года 27 типов каннабиноидов серий JWH и CP отдельным постановлением российского правительства внесли наконец-то в перечень запрещенных к обороту наркотических веществ. Однако смеси не исчезли из подпольной продажи. Недавно тюменское областное управление ФСКН изъяло рекордную партию дурмана весом в шесть килограммов. Но все-таки оборот травок с каннабиноидами идет на спад, занятие-то рисковое: десятки торговцев надолго отправлены на зону, многие ждут приговора суда.

    На смену приходят другие, формально легальные виды убойной химии с невинными названиями. Те же "соли", понятно, ни к пищевой добавке, ни к принятию ванн отношения не имеют. Это расфасованный в крохотные пакетики синтезированный препарат различных модификаций. Изготовлен, как правило, в Китае. В Западную Сибирь, по сведениям оперативников, поступает из европейской части России.

    Традиционный путь приобретения психотропных синтетиков - через Интернет. Некоторые сайты даже специализируются на грязном бизнесе. После перевода денег товар отправляется покупателю. Органы прокуратуры пытаются через суды обязать провайдеров блокировать доступ к соответствующим порталам. Провайдеры утверждают, что такие ограничения противоправны по отношению к рекламе средств, не внесенных в списки запрещенных.

    Торговец виртуального "магазина порошков" откровенно высказался: "Пусть запреты вас не смущают. Мы предлагаем легальные аналоги. Они не противоречат законодательству РФ".

    - Увы, не противоречат. При желании синтезировать новые типы психотропных, наркотических веществ можно каждую неделю. За химиками не угнаться. К примеру, прошлым летом запретили мефедрон, входивший в состав "солей", ему тотчас нашелся аналог. Надо, на мой взгляд, серьезно корректировать законодательную и правоприменительную практику, а также тактику оперативных лабораторных исследований, - говорит заместитель начальника областного управления службы Владимир Мироненко.

    Он обращает внимание на статью 228 УК РФ, в которой есть словосочетание "наркотические средства и их аналоги". Для признания определенного вещества аналогом требуется провести минимум два исследования. Во-первых, выявить схожесть с наркотиком по химической структуре. С этим справится лаборатория управления. Во-вторых, подтвердить, что обладает таким же психоактивным действием не нервную систему, воспроизводит его. А вот тут - задачка. Решить ее, как выяснили в УФСКН, способны два профильных центра - в Москве и Питере. Первый пока на запрос из Тюмени не ответил, второй в процессе лицензирования. Между тем проблема не отдельного региона - общероссийская.

    Еще один важный нюанс. В официальном списке наркотических средств появилось понятийное дополнение - "...и их производными". Таковых производных (то есть компонентов, полученных посредством синтеза) на сегодня в перечне с десяток, что далеко не отражает их многообразия.

    - Химические формулы зарегистрированных опасных веществ занесены в компьютерную базу. Когда мы помещаем в наш хроматограф образец подозрительного порошка, монитор либо отображает определенную формулу, либо дает знать, что структура вещества неизвестна, - поясняет Мироненко. - Чтобы ее определить, необходимо оборудование стоимостью порядка 30 миллионов рублей. Нашему управлению оно не по карману. Очевидно, процесс требует законодательного и нормативного упорядочения, - подытоживает Владимир Мироненко.

    Поделиться