Анатолий Малкин стоял у истоков создания первой в СССР негосударственной телекомпании - АТВ. Именно он - автор ее названия. Анатолий Малкин также автор нового телевизионного направления - именно он придумал телевидение общения, с прямым эфиром и непосредственной телефонной связью с телезрителями (вспомните "Времечко"). Анатолий Малкин - один из авторов таких программ, как "Взгляд", "12 этаж", "Старая квартира", "Пресс-клуб", "Сто вопросов к взрослому", "Дежурный по стране" и многих других.
28 апреля Анатолию Григорьевичу - режиссеру, продюсеру, президенту компании "Авторское телевидение" - исполняется 65.
Российская газета: Анатолий Григорьевич, в честь такой даты мы можем говорить только о вас, но я бы хотела - о телевидении. Какое оно, на ваш взгляд, сегодня, когда телевизор перестает быть центром дома?
Анатолий Малкин: Сказать, что телевизор - разный, пока еще возможно, но уже с трудом. Потому что мы имеем сейчас в большинстве своем коммерческое телевидение со всеми соответствующими ему правилами, которое борется за цифры, денежные потоки, в принципе и за аудиторию, но только именно за ту, которая дает им возможность привлечь рекламодателей. Говорят, что телевизор сейчас - это реклама и промежутки между ней. Но я бы не стал так утверждать, потому что зрители рекламу не очень любят. Поэтому скорее можно говорить о том, что телевизор сейчас не для всех. Многие его вообще не смотрят. Молодежь - иногда, и лишь некоторые каналы.
И для детей нет телевидения! Есть Интернет, детские спутниковые каналы, в большей степени западные. Существующее телевидение совершенно не ориентировано на детскую аудиторию, потому что эти программы снижают рейтинги.
РГ: И это говорит человек, у которого в студии снимаются программы для детского канала "Карусель".
Малкин: "Карусель" - это канал не для всех. А для тех, у кого есть спутниковая тарелка, кто имеет возможность оплатить это вещание для своих детей. Может быть, в будущем "Карусель" и станет общедоступным каналом, но для сегодняшних детей он потерян. Дети у нас сегодня воспитаны японскими, американскими и прочими "анимэ". Они совершенно незнакомы с потрясающей советской мультипликацией.
Нет телевидения сегодня и для стариков, старшего поколения. А их в стране очень много, миллионы. Нет передачи для пенсионеров! Поэтому они выбирают какие-то ток-шоу, смотрят кино и даже новости, но их интересами ни один канал, ни одна программа не живет. Причина - экономика. Именно поэтому нынешнее телевидение интересует лишь активная аудитория, условно говоря, люди, которым от 20 до 40 лет.
РГ: А как можно сочетать авторское телевидение и коммерческое?
Малкин: Наше ТВ сегодня коммерческое в том плане, что оно свои программы на каналы продает. Я считаю, что мы вполне успешны, поскольку имеем свою аудиторию - 10-15 миллионов человек, и этого нам вполне достаточно. Мы делаем серьезное, глубокое, хорошо проработанное натуральное телевидение. Нам просто неинтересен продукт, что делается несложно и неизобретательно, не выдуман ни сценарно, ни режиссерски. Может быть, поэтому нас не очень берут во всякие большие, денежные и приносящие доходы проекты.
РГ: Вас это огорчает?
Малкин: Огорчает, поскольку я не могу своим людям платить достойную зарплату. Такую, которой они достойны. Люди, которые здесь существуют, работают, в основном за интерес. Нам интересно выдумать-придумать, сделать, изложить, и мы очень переживаем, когда наши художественные идеи не так воспринимаются и продвигаются каналами. И телеканалов, с которыми мы совпадаем, не так много.
РГ: Сколько новых лиц выявило авторское телевидение, начиная с Димы Быкова ("Времечко") и до Ивана Засурского ("Пресс-клуб")?
Малкин: Огромное количество. Мне легче сказать, кто у нас не был. Гордона у нас не было, Соловьев - тоже не наш...
РГ: А Парфенов ваш, и "взглядовцы"...
Малкин: Мы их просто нашли. Дали им шанс. Это очень важно - встретить в своей жизни людей, которые могут тебе дать шанс. И они его не упустили. Леонид Парфенов, Игорь Угольников, Яна Чурикова, Яна Поплавская, Андрей Максимов, Тина Канделаки... Я даже не могу навскидку всех упомянуть.
РГ: Мне интересно, как вы чувствуете в человеке то, что он приживется на телевидении, что его можно взять?
Малкин: Это талант. Меньше - мой, больше - Киры и всех остальных атэвэшников. Мы сейчас делаем новую программу для канала "Культура", связанную со стихами. И мучаемся: перебираем, проводим кастинги... Мы должны сопрячь человека с аудиторией, с его коллегами. Открыть, в чем его обаяние, чтобы он был интересен зрителю.
Условное название будущей программы - "Вслух". Турниры поэтов! Это первоначально воспринимается как возвращение в XIX век. Но нет - сегодня в Интернете огромное количество молодых поэтов, пишущих в разных стилях. На самом деле телевидение по большому счету в таких программах дает людям пространство - возможность быть увиденными, услышанными, получить публикацию. И это - самая его главная задача. Интернет для этого не подходит. Интернет - это все-таки приватное пространство.
РГ: Из ваших новинок меня очень интересует готовящийся проект Киры Прошутинской.
Малкин: Это проект "Жена". О нем, скорее всего, с Кирой Александровной надо разговаривать.
РГ: А вот я как раз хотела, чтобы вы про нее - свою жену - несколько слов сказали.
Малкин: А что о ней можно сказать, кроме того, что она моя жена? Кира замечательная женушка, жена, подруга, товарищ, красавица, человек тонкого вкуса и удивительного такта. Потрясающий интервьюер. Высочайшего качества профессионал. Человек, который умеет брать интервью, как, пожалуй, два-три человека на телевидении, причем не только в России. Человек предельной нравственности, абсолютно ответственный. Именно она - стержень нашей компании. И основной воспитатель подрастающего поколения. Программа "Народ хочет знать", которую делает Кира, - тяжелая в производстве. Удовольствие делать эту программу - очень относительное. А "Жена" - это будет программа, в которую будут приходить разные женщины, в жизни которых были любимые мужчины, мужья.
РГ: Это будут жены известных людей?
Малкин: Конечно. Потому что жены неизвестных людей никому не интересны, если только они не известные жены. Нам важна женщина, которая находится рядом с очень известным мужчиной. Мы хотим понять, как люди соединяются, как расстаются друг с другом, каким образом пытаются сохранить семью? Программа будет выходить на ТВ Центре. Думаю, что "Жена" все-таки получится не продолжением проекта "Мужчина и женщина", который делала Кира Прошутинская, а чем-то более глубоким, серьезным и, может быть, провокационным.
РГ: А за Жванецкого вы "получаете по голове"?
Малкин: Нет. "Дежурный по стране" - это проект наш и канала "Россия 1". Существование этой программы - заслуга Олега Добродеева. Это говорит о том, что человеческое содержание в нашем телевидении существует, и люди понимают, что есть истина, а что нет. Не дать делать такую программу такому талантливому человеку, как Жванецкий, означало бы, что наше телевидение - мертвая зона. Мы из этой программы практически ничего не вырезаем. Канал - тоже. И ни разу за Жванецкого мы не "получали по голове".
Анатолий Малкин - автор и соавтор более 130 телевизионных программ, среди которых "Взгляд", "12 этаж", "Старая квартира", "Оба-на", "Временно доступен", "Сто вопросов к взрослому", "Дежурный по стране", "Мужчина и Женщина", "Ночной полет", "Иванов, Петров, Сидоров", "Акуна-Матата", "Детектив-шоу", "В поисках утраченного", "Чтения. Уроки русского", "Что делать?", "Эх, Семеновна!", "Народ хочет знать".